"Лапландия - Родина саамов"

"Лапландия - Родина саамов"

Каждый год 6 февраля отмечается День саамского народа (Saamelaisten kansallispäivä). Этот праздник посвящен культуре и традициям саамов и отмечается в таких странах, как Норвегия, Швеция, Финляндия и Российская Федерация.

Саамы (самоназвание), саами, лопари — народ в Норвегии, насчитывающий примерно 40 тысяч человек, в Швеции — 18 тысяч человек, в Финляндии — 4 тысячи человек, в Российской Федерации (на Кольском полуострове) — 2 тысячи человек.

Дата празднования Дня саамского народа выбрана в связи с тем, что 6 февраля 1917 года в Тронхейме (Норвегия) состоялось первое собрание саамов, на котором рассматривались вопросы объединения саамов северных стран (Швеция, Норвегия, Великое княжество Финляндское) и их сотрудничества через границы. В последующие годы взаимодействие между саамами разных стран укреплялось. В 1956 году был создан Союз Саамов, который представлял интересы саамов северных стран. Ежегодно проводилась Саамская конференция с участие членов Союза.

Флаг саамов.

В 1986 году на ней были утверждены официальные символы народа: национальные саамские флаг и гимн. В 1992 году на XV-й Саамской конференции, прошедшей в Хельсинки, было принято решение объявить дату первого съезда саамов 1917 года национальным днем саамов.

 

Вашему вниманию предлагаем обзор литературы по данной теме.

 

 

У этого народа много имен — kven, lapp, finn, лапландцы, лопари, но сами они называют себя саамами. У них никогда не было государства, но главной ценностью всегда оставалась земля, которую ее дети почитали за живое существо. Один из самых загадочных народов Европы пережил много испытаний, но сумел сохранить уникальные традиции своих предков.

Алымов В.К.  «Лопари»

Мурманск: Фонд сохранения и поддержки культуры Севера «Варзуга»,  2013. – 42с.

Алымов Василий Кондратьевич  — исследователь истории, культуры и быта саамов. Саамы Кольского полуострова называли В.К.Алымова «Другом саамов». Такую высокую оценку оценку  он  заслужил своим искренним отношением к коренным жителям полуострова.

Алымов приехал в Мурманск в 1924 году  и сразу окунулся в проблемы саамов. Его интересовало все – саамские сейды, северные сияния, состояние оленеводства, развитие национальных школ.

Деятельность Василия Кондратьевича на Кольском полуострове многогранна. Он был председателем губернского   Комитета Севера, возглавлял губстатотдел, был членом Мурманского губисполкома (1925), заместителем председателя Общества Изучения Мурманского края (1926), работал старшим экономистом окрплана (1934-1935), работал директором   Мурманского областного краеведческого музея (1926-1938).

В.К. Алымов – автор проекта  развития оленеводства на Кольском полуострове (1927), участвовал в создании газет и журналов  для саамов. За свою деятельность В.К. Алымов был награжден Малой серебряной медалью Всесоюзного Географического общества. По обвинению  в  участии в «саамском заговоре», как и почти 100 саамов, был арестован и расстрелян в 1938 году.

Книга Алымова «Лопари» вышла в 1930 г. В издательстве «Крестьянская газета», Москва. В ней был обобщен накопленный материал (1925-1930гг.) о жизни саамов.

За прошедшие годы в жизни саамов произошли огромные перемены, о которых мечтал автор. Сегодня народ саамы имеют свою интеллигенцию – ученых, учителей, врачей, художников и писателей. Создана саамская письменность, написаны и изданы учебники и книги на саамском языке. Народ саамы со своей самобытной культурой живет и развивается, по праву войдя в сокровищницу мировой художественной культуры.

В своей книге автор рассказывает: «За полярным кругом*) вблизи Северного Ледовитого океана, среди гор, лесов и тундр живет древний народ лопари. Лопарями, или лапами, их называют европейцы; сами же себя они называют самь или сааме. Лопарей во всем мире насчитывается около тридцати четырех тысяч человек, из которых большая часть живет в Норвегии — двадцать две тысячи; восемь с половиной тысяч живет в Швеции; две тысячи в Финляндии и в СССР — тысяча семьсот пятьдесят человек.

В этой книжке говорится только о тех лопарях, которые живут у нас в СССР.»

Золотарев Д. А. «Лопарская экспедиция» 

Мурманск: Мурманский ЦНТИ, 2019. -52с.

Чарнолуский,Иванов-Дятлов, Золотарев

В 1927 Д.А. Золотарев возглавил экспедицию Руссого географического общества, побывавшую на Кольском полуострове. Экспедиция   работала с 11 января по 11 мая 1927г. В ее состав  помимо самого Золотарева  -этнографа и антрополога – входили  этнограф, ученый и писатель В.В. Чарнолуский и врач Ф.Г.Иванов-Дятлов. «В январе, когда началась Лопарская экспедиция, население было сосредоточено в зимних поселениях. Через них и пролег маршрут экспедиции: Ловозеро — Семиостровский погост — Каменский погост — Ивановка — зимний Иокангский погост и далее — по русским поселениям Терского берега. Особенно привлек исследователей зимний Иокангский погост, где больше, чем в других упомянутых погостах, чувствовалась устойчивость лопарского хозяйства.

Перед вами — изданная Географическим обществом книга Д. А. Золатарева «Лопарская экспедиция» (11.1 — 11.7.1927 г.). Перелистаем ее. Итак, 16 января участники экспедиции сошли с поезда на станции Пулозеро, остановились в Пулозерском саамском погосте и занялись антропометрическими измерениями и медицинским осмотром местных жителей. Что же увидели исследователи в этом, первом на своем пути, саамском селении? Цитирую Золотарева: «Близость железной дороги отражается на всем укладе жизни пулозерских лопарей. Они, как и остальные, занимаются оленеводством и рыболовством, но вывозка дров, перевозка грузов и пассажиров играет для них большую роль. При этом нельзя сказать, чтобы они жили безбедно. Разложение старого хозяйственного быта сказывается на пулозерских лопарях, производящих здесь довольно жалкое впечатление». Да, констатировать в печати в 1927 году это объективное положение было еще возможно… Для себя же, для изучения самобытной культуры саамов, Золотарев вынужден был сделать вывод: «…лучше ехать для этнографических наблюдений на Восток, дальше от Мурманки». В книге много фотографий.

 Немирович –Данченко В.И. «Лапландия и лапландцы»

Мурманск: Фонд сохранения и поддержки культуры Севера «Варзуга», 2017. -100с.

Немирович-Данченко много ездил по России и за рубежом и много писал — легко, непринужденно, увлекательно. Его статьи с интересными, иногда опоэтизированными этнографическими подробностями охотно печатали в столичной прессе. Например, он исколесил и исходил весь русский Север, изучая быт и нравы местных жителей. Путевые очерки северного цикла насыщены жизненными реалиями, несут в себе разносторонний познавательный материал, излагаемый с достойной простотой и тактом; естественно и органично в них вводятся этнографические и исторические сведения. Немирович-Данченко внимателен к местным особенностям, легендам и преданиям исконных народов. На страницах очерков — портреты многих людей, характеры и типы которых сложились в результате сложного взаимодействия социальных, исторических, географических условий и не без влияния главных для данной местности ремесел. В путевых очерках по Северу Немирович-Данченко предстает одаренным художником, наделенным знанием жизни, социальной зоркостью; он русский патриот и гуманист. Именно после этого долгого путешествия на Север к Василию Ивановичу пришло признание: он стал советником губернатора и был принят в знаменитое Русское географическое общество.

Большакова Н.П. «Жизнь, обычаи и мифы Кольских саамов в прошлом и настоящем»

 Мурманск: Кн. изд-во, 2005. -416с., ил.

В этой книге обобщен большой уже известный материал о жизни саамов и дополнен новыми рассказами, фактами и наблюдениями автора. В книге в доступной форме излагаются исторические и культурные события в жизни саамского народа, повествуются мифы и легенды коренного населения нашего края. Автор сделала попытку представить менталитет саамов в настоящее время, его сложные взаимоотношения с окружающей средой, властью и цивилизацией.

Писательница из Ревды Надежда Большакова выпустила книгу «Жизнь, обычаи и мифы кольских саамов в прошлом и настоящем».

Это не изящная словесность, не роман, а документальный взгляд на оленный народ Севера, к нему Надежда Павловна имеет родственное отношение. К тому же она — музейный работник, есть исследовательские навыки, обширный круг помощников среди саамов Ловозерского куста, среди мурманчан, они названы в тексте. Замечу, подобного издания, доступного широкому читателю, у нас давно не было со времени книги А. А. и Т. А. Киселевых «Советские саамы» (вторично выходила в 1987 году).

В книге более 400 страниц, большое количество иллюстраций, масса сведений по истории и этнографии. Труд состоит из двух частей. В первой части рассказывается о материальной культуре саамов (семья, дом, быт), во второй — о духовном мире (верования, обычаи, фольклор, досуг).

Миронова Н.Н. «Йоканьга»

Мурманск – 2017. – 64с.,фото.

Миронова Нина Николаевна (1936) — учитель, ветеран педагогического труда. Родилась в деревне Йоканьга. Окончила начальную, затем среднюю школу в посёлке Гремиха. С 1955 года по 1960 год студентка Ленинградского института имени А. И. Герцена. По окончании института в 1960 году работала в посёлке Умба. Профессия – учитель русского языка и литературы, немецкого языка. Воспитанию детей в школе отдала 40 лет.

Занимается общественной деятельностью. Н. Н. Миронова – председатель Терского отделения Ассоциации Кольских саамов, член Языкового комитета, в состав которого входят финны, шведы, норвежцы и русские саамы.

В своей книге Нина Николаевна рассказала о Йоканьгском погосте, который является одним из самых старых поселений на побережье. Погосты в основном представляли собой очень маленькие поселения. В некоторых стояло всего несколько веж и проживало не более 10 человек мужского пола.

В начале  ХVII века на Кольском полуострове насчитывалось 15 саамских погостов. В настоящее время остался только один  погост – Ловозеро.

Воспоминаниями о той прошлой жизни, когда в Йоканьге жили Даниловы, Матрехины, Койвины, Тихвины, Захаровы, Куроптевы делится   Н.Н. Миронова в своей книге.

«Тайны саамской кухни»

Мурманск: Мурманский ЦНТИ, 2019. – 24с.

Под таким названием увидела свет брошюра автора Татьяны Петровны Милицкой, выпущенная при поддержке Фонда сохранения и поддержки культуры Севера «Варзуга».

Уникальные рецепты будут любопытны не только тем, кто интересуется самобытной саамской культурой, но и желающим приобщиться к экологически чистому питанию. Полезный рацион в условиях жизни на Кольском Севере – все это саамская кухня.

Приведем лишь один из многочисленных рецептов — «Нюввтэ», рыбный салат с морошкой от семьи Захаровых.

Для этого потребуется: рыба (сиг, кумжа), морошка, соль по вкусу.

Свежую рыбу почистить, выпотрошить, отварить в подсоленной воде. Удалить косточки, измельчить мясо рыбы, положить в миску. Добавить спелую морошку (на 1 кг рыбы – 1 стакан ягоды). Добавить сок морошки по вкусу, перемешать.

Ещё саами употребляют в пищу так называемую строганину, то есть свежую оленину, порезанную тонкими ломтиками и замороженную. Из растительной пищи саами употребляют в пищу пресные ржаные лепёшки, а также наши северные ягоды, потом у русских они научились собирать и грибы, которых в наших краях много. Интересна и особенность чаепития у саамов, который они пьют с луком, опуская его тонкими ломтиками, как мы лимон. А чай они очень любят и если он заканчивается, то саами заваривают берёзовую чагу. Вот такой это интересный народ и вот такая у них прикольная кухня.

«Искусство саамов Кольского полуострова»

Варзуга, фонд сохранения и поддержки культуры Севера; [авт.-сост. Т. П. Милицкая]. – Мурманск: Варзуга, 2018. — 46 с.

Саамы – самый западный из коренных малочисленных народов Крайнего Севера России. Несмотря на немногочисленность, саамы Русской Лапландии очень талантливы, причем, как правило, в нескольких областях. Практически все саамы замечательные мастера. Изделия из меха оленя, резьба по дереву, вышивка бисером прославила саамов далеко за пределами России. В альбоме представлены работы саамских мастеров.

Читайте книги о коренных народах Севера.

 

 

Оставить свой комментарий

Оставить комментарий