Духовная жизнь

Духовная жизнь

В.Н. Безуглова

Умбский приход

Историческая справка

Умбский приход, один из старейших на Кольском Севере. Первая церковь в Умбе в честь Воскресения Христова появилась при Великом князе Московском Иване III (точное время неизвестно). В последней четверти XVI века Умбская волость стала вотчинным владением Кирилло-Белозерского и Соловецкого монастырей.

Позже Умба была обращена в самостоятельный приход, в котором стал жить причт из белого духовенства вместо монашествующего.

Более древняя церковь, устроенная в 1765 (по другим источникам – в 1772 году). Выкрашенное желтой краской здание её в 1887 году было уже довольно ветхим, поэтому в 1892 году церковь была упразднена. До строительства и освящения новой церкви богослужение совершалось в молитвенном доме.

«Новоустроенная приходская церковь, имеющая пока один главный Воскресенский престол, освященный 3 июля 1894 года епископом Никанором, будет иметь, подобно разобранной, еще два придельных – в честь святых первоверховных Петра и Павла и Знаменной иконы Божией Матери. Стены этой церкви пока не обиты тесом, колокольни при ней нет. Всеми принадлежностями богослужения, исключая книги, достаточна. В пользу её прихожанами уступлена семужья тоня по реке Вельмежке, дающая от 10 до 20 рублей в год. Кружечно-кошелькового сбора в 1895 году поступило 61 рубль 90 копеек, свеч продано 4 пуда 7 фунтов на 204 рубля 90 копеек, в том числе чистой прибыли выручено 37 рублей 15 копеек. Дальнейшею достройкой храма озабочено попечительство, открытое 15 января 1895 года».

Пожертвовавшую с давних лет прихожанами в пользу церкви речку Вельмежка притч сдавал желающим в аренду за 10-20 руб. в год, а также две пожни, приносившие до 50 пудов сена. В Умбе священник и псаломщик жили в крепком новом доме, выстроенном для них сельским обществом в 1886 году, и получали жалованье 160 и 60 руб. соответственно.

… Умбский священник Савватий Васильевич Гурьев (41 год) родился в семье настоятеля Варзужского Петропавловского прихода Василия Дмитриевича Гурьева. Учился в Архангельской духовной семинарии, но в 1868 году «по слабости здоровья» был отчислен и определен дьячком в церковь Архангельска. Через десять лет он принял священный сан и отправился на место своего пастырского служения – в поморское село Умба. Отцу Савватию помогал псаломщик Николай Хрисанфович Азлов (28 лет), приехавший сюда из Вологодской губернии и женившийся на дочери местного крестьянина.

К концу XIX века на приходе «священником состоит Иоанн Тимофеевич Окулов, 28 лет, кончивший курс семинарии второго разряда, на службе в должности псаломщика с 1890 года, в сане священника и на занимаемом месте с 14 мая 1892 года.

Псаломщик Николай Авдиесович Беспутин, двадцати двух лет, уволенный из 3 класса духовной семинарии на службу, и в настоящем приходе он с 6 мая 1892 года».

В 1914 году в Умбском приходе состояло: 181 дом, 890 жителей, из них – в селе Умбе 111 домов, 521 человек.

Кожевникова Ю.Н. Второе Кольское благочиние
Архангельской епархии в 1887 году: приходы, храмы, причт / Варзуга — первое русское поселение на Кольском Севере. Материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции. С. Варзуга, Терский берег Белого моря; 7-8 августа 2009г./ под ред. игумена Митрофана (Баданина). – Мурманск: СПб.: Ладан,2010. – С. 186.

В 1895 году по описанию церковного летописца (1895):  «В состав Умбского прихода входят:

Село Умбское с приходским в нем храмом в честь Воскресения Христова, лежащее на Терском берегу, при устье реки Умбы.

Приписные церкви:

Деревня Порьегубская с приписной к ней церковью в честь Николая Чудотворца, устроена в 1776 году, вероятно, на средства Соловецкой обители, в 30-ти верстах от Умбы, на том же Терском берегу;

Деревня Кузрека, с приписною церковью, в 30-ти верстах, по направлению к Кашкаранскому приходу; во имя Сретения Господня, устроена в 1885 году на средства жителей.

Вялозерский лопарский погост, в 40 верстах вверх по реке Умбе, вглубь Кольского полуострова.

Часовни Умбского прихода

В селе Умба было три часовни: Во имя апостолов Петра и ПавлаТроицкая и Во имя Николая Чудотворца. На погосте – Во имя апостола Фомы.

В Кузреке – Зосимо – Саватиевская.

Попихина Ю.С. Без храма селение – сирота // Терский берег. – 2001. – 4 янв. (№1). – С.3

Жителей в них к 1896 году состояло 346 мужского пола и 416 женского; дворов 139. Самым населенным местом является Умба (184 мужского пола, 223 женского; дворов 74). Самый малолюдный — лопарский погост (при 8 дворах 24 мужского пола, 24 женского пола.

Школа при церкви

Церковно-приходская школа открыта 18 ноября 1892 года, помещалась в собственном доме, устроенном в 1895 году. Учащихся к 1896 году состояло 27 мальчиков и 5 девочек. Учительница, девица М.А. Синцова, получала 120 рублей в год, законоучитель – местный священник – преподавал безвозмездно.

Причт. Доходы и владения

Изначально «прихожане сами себе выбирали священника и причетников. Попами нередко становились местные крестьяне. Так, в мае 1690 года умбские крестьяне на освободившееся место священника «выбрали и излюбили тое ж волости крестьянина Ермолку Клементьева, чтобы церковь Божия не была без пения».

В XIX веке священнослужители уже не выбирались прихожанами, а посвящались в духовный сан по окончании семинарий, учебный курс которых не уступал гимназическому. Культурный уровень духовенства значительно повысился. Наряду с учителями священники несли знания в массы, по существу являясь сельской интеллигенцией. А церковь являлась сосредоточением всей жизни помора от рождения до смерти».

Причт имеет сенокосную пожню на 40-50 пудов сена, получает с 1896 года жалования 392 рубля, дохода поступает ежегодно до 200 рублей и семгою от прихожан до 100 рублей.

Приходская ведомость 1898 года
Православные храмы Терского берега / Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии  (Вып. III, 1986 г.) / Публикацию подготовила Л.В. Панова, заведующая Терским отделом краеведческого музея // Терский берег. – 1994. – 22 янв.,24 янв.

Время разрушений и гонений

«В советское время…наступило время расправы с церквями… освобождения от «церковного дурмана». Основной причиной закрытия церквей и молитвенных зданий являлось невыполнение требований. Перед церковной «двадцаткой» ставился вопрос о необходимости проведения ремонта здания, при этом указывались совершенно нереальные сроки, в которые невозможно было провести даже мелкий ремонт. Местные власти обязывали верующих произвести внутреннюю окраску здания обязательно масляной краской, полное восстановление художественного оформления стен, икон, позолоту куполов. Ремонт собственными силами прихожан был просто невозможным. Церковные Советы вынуждены были отказываться от проведения ремонта, и тогда здания церквей отбирались. Перед этим проводилось собрание граждан, на которых обсуждался вопрос о закрытии церкви и использовании здания под культурные нужды. Чаще всего, здания церквей отдавались под клубы».

Салимова С. О разрушенных храмах Терского берега // Терский берег. – 1992. – 8 авг.

О закрытии церкви «Св. Воскресение» в селе Умба

Протокол:

«Учитывая, что существовавшая в прошлом церковная двадцатка распалась, из 20 человек церковного общества 15 письменно заявили о выходе из церковной двадцатки. Здание церкви с 1937 года  никем не охраняется и требующийся ремонт здания церкви никем не производится. Население Умбы состоит из 320 человек взрослого населения. На общих собраниях граждан села Умбы 289 человек своим голосованием высказались за закрытие церкви и использование здания церкви для колхозного дома культуры. На основании выше изложенного Президиум Терского Райисполкома ПОСТАНОВЛЯЕТ:

  1. Ходатайство граждан села Умбы, выраженное в постановлениях общих собраний и ходатайство пленума Умбского сельсовета о закрытии церкви «Св. Воскресение» в селе Умба и использования её под колхозный дом культуры подтвердить. Просить Орг-Комитет ВЦИК по Мурманской области утвердить решение о закрытии Умбской церкви».

(Выписка из Книги протоколов Президиума Терского райисполкома. № протокола и дата отсутствует. Предположительно 1938 год. Ксерокопия  материалов из Кандалакшского архива).

О разрушении храма

«Современная устная традиция Терского берега не очень богата рассказами об оскверненных церквях и представляет непрезентативные диалоги:

«- У вас тут церковь была?
— Да. Разрушили давно.
— А кто?
— Комсомольцы.
— А что они делали?
— Ворочили. Стены ломали.
— А колокола скидывали?
— Так. Иконы ломали и рубили.
— А что потом с этими людьми случилось?
 Ну, жили, наверно. Старые люди говорили, что всех их наказало как-то».

(Ф.Ф. Березин, 1921 года рождения. Записано в 2001 г. в деревне Умба) 

Антошина С.А. Жанровое своеобразие рассказов об оскверненных церквях в устной традиции Терского берега  / Варзуга. Первое русское поселение на Кольском Севере. Вторые Феодоритовские чтения, с. Варзуга, Терский берег Белого моря; 7-8 авг. 2009г.- Мурманск; СПб.: Ладан, 2010. – С.97 – 104.

«После разорения церкви в тридцатые годы здание долгое время использовалась как клуб. После его закрытия в 1984 году отделение культуры Терского райисполкома продало здание бывшей церкви на дрова. Общественность поселка Умба встала на защиту того, что осталось от церкви. Энтузиасты нашли чертежи, по которым строилась церковь, фотографии, расспрашивали старожилов, в надежде, что все это пригодится для реставрации. В итоге здание церкви на дрова не пошло, но на большее средств не хватило. И сегодня бывшая Воскресенская церковь, пустота и заброшенность которой немым укором напоминает о себе, ждет своего возрождения». 

Орешета М.Г. Культовые постройки Терского берега // Наука и бизнес на Мурмане: науч.-практ. журн. – Мурманск: Кн. изд-во, 1999. – (История и право; т.6). — №3(14): Храмы Кольского Север). – С.45

Возрождение духовной жизни в Умбе

Открытие прихода Воскресение Христово. Назначение священника.

Отец Никанор (Трофименко Д.Н.)

В 90- годы при районном Совете депутатов комиссию по вопросам культуры и образования возглавила депутат районного Совета Киселева Г.П., заслуженный работник культуры РФ. В это время часть жителей поселка подняли вопрос об открытии в Умбе церкви. Инициатором этого стала Клавдия Степановна Талых, ветеран Великой Отечественной войны. …Обратились в отдел по вопросам религии при областной администрации, затем непосредственно – к благочинному по Мурманской области архимандриту Никодиму. В то время, до создания самостоятельной Мурманской епархии все приходы области входили в Архангельскую и Мурманскую епархию с центром в г. Архангельск. «В Умбе, — рассказывает Г.П. Киселева, начальник отдела культуры, — создали учредительный совет, куда входил и глава администрации В.В. Диденко. Составили списки желающих быть прихожанами. Списочный состав — 50 человек». Открытию прихода предшествовали долгие согласования, оформление бумаг. «Но как говорится, — продолжает Галина Петровна, — скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Прошло еще несколько месяцев, пока с резолюцией архиепископа Архангельского и Мурманского Пантелиимона документы получили юридический статус. … По вопросу о назначении священника на приход шли переговоры. Искали место для проведения служб. Терская администрация пошла навстречу: подписали документ, уведомляющий, что помещение будет, а так же и квартира для священника. Будущего нашего первого батюшку Иеромонаха Никанора, увидела в Коле, куда пригласил меня благочинный Никодим. Сразу ёкнуло моё сердце — вот бы этого молодого монаха! Но Никодим возразил. И всё же впоследствии именно его послали на служение в Умбу. Это был иеромонах Никанор.

… Пошли мы с батюшкой смотреть выделенный под храм пустующий дом. Сошлись во мнении – годится. Дел там много, но с Божьей помощью осилим! А на другой день в доме обнаружили разобранные печи, и половина полов исчезла. Здорово земляки ночью «потрудились»! Тогда отдали нам под церковь бывший детский сад.

В дни, когда первые прихожане, наши пожилые женщины, разбирали провалившиеся печи, убирали мусор, мы с отцом Никанором поехали по селам Терского берега. В Оленице, в свободной части школы священник отслужил литургию, покрестил двух оленицких ребятишек. В Кашкаранцах и Варзуге были встречи жителей сел со священником. Дальше отец Никанор проехал в Чапому и Чаваньгу.

…Зиму о. Никанор служил в неотапливаемом помещении. Алтарь – за ситцевой занавесочкой. Вместо подсвечников – тазики с песком. Прихожане не выдерживали, уходили с половины службы, оставались лишь самые стойкие. К Светлой Пасхе стали оборудовать вторую половину помещения. Пришел на помощь мастеровой паренек Руслан Вощиков. Он оборудовал алтарь, все плотницкие и столярные работы выполнял со старанием. Помогли, чем могли, работники Дома культуры. И вот, вспоминаю, последние приготовления перед праздничной литургией. Спешно домываю пол, а прихожане уже идут с пасхальными куличами Низкий поклон всем, кто стойко переносил все невзгоды и трудности становления прихода и сегодня верно служат в храме».

Киселева Г. Церковь Воскресения Христова и её прихожане // Терский берег. – 2005. – 10 февр. (№ 6). – С.7.

«Спустя 58 лет после закрытия Воскресенского храма в Умбе в феврале 1995 года стал служить молодой священник – иеромонах Никанор (Трофименко Денис Николаевич). Трагически погиб 18 февраля 1998 года. За короткий срок о. Никанор создал общину, возродил церковную жизнь и службы, выполнял множество треб для населения: крестил и венчал, соборовал и исповедовал, причащал и отпевал. По его инициативе и при участии в приходе создана Воскресная школа».

Подробно – об отце Никаноре в статье:

Панова Л. Памяти отца Никанора // Терский берег. – 1998. – 28 февр. (№ 16). – С.3.

«4 февраля в Умбе открылся молитвенный дом. Постоянного места прописки он пока не имеет. Первая служба состоялась субботним вечером в здании бывшего детского сада «Теремок», расположенного по ул. Дзержинского. Ее провел священник иеромонах Никанор.

… Помещение холодное, был виден пар из уст святейшего, а у собравшихся прихожан зябли руки и ноги. Хотя неудобства мешали, прихожане внимательно слушали священника. Начал батюшка с азов. Познакомил с поведением в храме, учил молиться, правильно зажигать и ставить свечу, объяснил суть и важность молитв.

5 февраля проведена литургия воскресному дню, освящена вода. Проводится распродажа свеч и нательных крестиков…»

Пантелеева Г. Зажглись первые свечи // Терский берег. – 1995. – 25 февр.

«… Когда в 1995 году о. Никанор возглавил наш приход, все нужно было начинать с нуля. На все он находил время, будь это посещение больных, организация воскресной школы или подготовка материала в газету. И ни к чему не относился формально, был душой любого начинания. Отец Никанор был большим патриотом, истинно русским человеком, не случайно его любимыми журналами были «Наш современник» и «Русский Дом». Он много читал, эрудиция его росла буквально на глазах. Всем прочитанным он охотно делился и в проповедях с прихожанами, и на заседаниях клуба «Лампада» (созданном при библиотеке при его участии), и в беседах в своем гостеприимном доме. Его всегда окружали люди, и он силой своей молитвы, добрым словом и просто проникновенным взглядом утешал каждого. … Незадолго до рокового дня 18 февраля 1998 года (дня гибели) о. Никанор сказал: «У Бога мертвых нет, у Бога все живые». Вечная память!»

Асеев В. Наш первый батюшка: [Воспоминания об о. Никаноре (Трофименко Д.Н.)] // Терский берег. – 2005. – 10 февр. (№ 6). – С.7.

Оставить свой комментарий

Оставить комментарий