Духовная жизнь

Духовная жизнь

Святые – покровители Терского берега

Прихожане храма Воскресение Христово, как и все православные христиане Терского берега, чтят память преподобных Трифона Печенгского, Феодорита Кольского, Варлаама Керетского, 116 мучеников, погибших при разорении Печенгского монастыря шведами в 1589 году. Поминаются и трое преподобных монаха, погребенных на Терской земле, в селе Кашкаранцы: Астерия, Авксентия и Тарасия.

В 2003 году Святейший Синод, прошедший в г. Сарове, прославил в лике святых исповедников веры, уроженцев Терского берега иеромонаха Моисея (Кожина) и послушника Федора (Абросимова).

Моисей Никитич Кожин  уроженец Оленицы. Совсем молодым человеком он ушел в Соловецкий монастырь и посвятил свою жизнь служению Богу. Рукоположен в священники в 1896 году. В Соловецкой обители он подвизался вплоть до её закрытия в 1924 году. Иноки организовали рыболовецкую артель. Ловили рыбу, молились в маленьком храме. Но пришел ещё более страшный день: артель разогнали, церковь закрыли. На месте обители власть устроила концлагерь СЛОН (Соловецкий лагерь особого назначения). Иеромонах Моисей вернулся в родное село Оленицу, служил священником в церкви Рождества Иоанна Предтечи. Новая власть в те годы старалась убить, вытравить из души поморов Веру, отлучить их от храма. Унижения, насмешки, презрение испытывали православные люди. Кто не отступился от веры в страшные годы гонений, приходилось тайно крестить детей, отпевать усопших.

Отец Моисей был человеком прямым, честным. Он не скрывал своих убеждений, но и не агитировал людей против власти. Знал, что всякая власть от Бога. Обвинили отца Моисея в агитации против колхозов. В 1931 году его приговорили к трем годам ссылки в исправительно-трудовой лагерь. 60-летний священник не выдержал физических тягот. Умер 7 сентября 1931 года в ленинградской тюремной больнице доктора Гааза от цинги.

Федор Семенович Абросимов – родом из села Чаваньга. В 1913 году он ушел в Трифонов Печенгский монастырь, принял послушание. В первую мировую войну воевал. После окончания вновь вернулся в монастырь. Нес послушание на электростанции. В 1939 году, когда Петсамо (Печенга) была занята Красной Армией, Федора арестовали. Мучительны были дни его заключения: многочасовые допросы, даже в ночное время. Но Федор никого не оговорил и себя не признал виновным. Он был приговорён к 8 годам концлагерей. Сорокалетний инок не был сломлен духом, но непосильный физический труд в ГУЛАГе за год свел его в могилу. Отошел ко Господу 2 августа 1941 года в Центральном сангородке Усть-Ижемского исправительного трудового лагеря, что на Коми земле.

Иеромонах Моисей и инок Феодор прославлены в лике святых новомучеников и исповедников российских. Теперь они покровители терчан.

Карвонен М. Собор Кольских святых // Терский берег. – 2009. – 11 дек. (№ 50). – С. 11.

Воскресная школа при храме Воскресение Христово

«Первое занятие воскресной школы прошло по благословению о. Никанора в церкви после службы. Тема первого урока – Крещение Руси. А перед этим — длительный подготовительный этап организации школы: встречи, убеждения учителей, родителей    и детей. Все казалось новым и необычным. Педагогами за десять лет были многие прихожане храма, начиная с о. Никанора. Проводили занятия в школе Л.Н. Крутова, матушка Елизавета, Г.П. Киселева, В.Н. Безуглова, Е.Г. Белошеева, О.К. Попова, Л.В. Панова. Воскресной школе исполнилось десять лет. Ныне ведут занятия настоятель церкви Воскресения Христова иером. Давид и педагог О.В. Бирюкова. Воскресная школа продолжает жить».

Асеев В. Все было новым и необычным: [Об открытии Воскресной школы, её жизни] // Терский берег. – 2005. – 25 нояб. (№ 47). – С. 7.

«Ходит моя внучка в Воскресную школу. В это воскресение у младших детей был урок, посвященный Ангелу Хранителю. Екатерина Николаевна начала его с православного спасительного рассказа. Все начали обсуждать – кто же помог деткам? Затем выучили молитву Ангелу Хранителю, и каждый увлекся рисованием этого Небесного покровителя.

На второй урок подошли ребята старшей группы – они занимаются церковным песнопением с Ириной Николаевной Аликовой, разучивают праздничные тропари и песнопения. Завершает занятия батюшка – главный урок – «Закон Божий». Вместе с ним 10 старшеклассников прочитывают евангельский текст и обсуждают домашнее задание. Дети так искренне говорили о библейском сюжете, приводили свои примеры… Вместо звонка в школе – «молитовки» звонких детских голосов – они ими начинают и заканчивают урок…»

Бабушка Вера, прихожанка храма Воскресение Христово. Воскресная школа // Терский берег. – 2009. – 17 апр. (№ 16).- С. 7.

Миссионерская страница «Благовест»

Маргарита Александровна Карвонен, журналист, прихожанка храма стала инициатором создания православной страницы «Благовест» в местной газете «Терский берег». Многие годы готовила материалы каждого выпуска, вкладывая в это дело сердце, душу и глубокие познания. Сама постоянно обучаясь, несла просветительский заряд читателям.

На страницах «Благовеста» рассказывалось о предстоящих православных праздниках, об общероссийских и местных святынях и, обязательно, — о жизни прихода: праздниках, паломнических поездках, о работе воскресной школы. С уходом Маргариты Александровны ее дело продолжает близкий по духу человек – Любовь Владимировна Цветкова. Нередко появляются на странице «Благовеста» глубокие, исторически выверенные статьи Владимира Николаевича Асеева.

Клуб «Лампада»

Почти одновременно с открытием прихода при Центральной районной библиотеке стал работать клуб «Лампада» (рук. Безуглова В.Н.).  Наряду с литературными темами на многих занятиях поднимались духовные вопросы: история православной веры и культуры (традиции колокольных звонов на Руси, истоки и своеобразие духовных песнопений, современная духовная музыка и ее исполнители, иконография, святые места России, историческая и современная духовная литература). Проводились вечера памяти, посвященные российским святым и нашим современникам (митрополита Иоанна (Снычева),  вечера духовной поэзии и встречи с паломниками с их интереснейшими рассказами, презентации православных книг («Пасха Красная» Н. Павловой, В. Николаева, В. Личутина и др.)

Духовными наставниками в этом деле были о. Никанор, О. Давид.

Особую значимость имели встречи с о. Митрофаном: здесь проходили презентации многих книг его книг, а также просто встречи, бесед.

Оставить свой комментарий

Оставить комментарий