Старинное поморское село Кашкаранцы

Старинное поморское село Кашкаранцы

Как восстанавливается церковь в селе Кашкаранцы

Истории старинного монашеского и поморского поселения на Терском берегу Белого моря, что на мысу «Кашкаранский наволок». Это место, освященное молитвами трех подвижников веры и благочестия, преподобных Астерия (Аксия), Авксентия и Тарасия Кашкаранских и Соловецких, оказалось избранным в удел Пресвятой Богородицей. На могиле трех преподобных с давних времен поморские мореплаватели возносили свои молитвы перед Тихвинской иконой Божией Матери, неизменно являющей им Свое чудесное заступничество. Покров и защита Пресвятой Богородицы, простираемые над Русским Севером, нашли свое зримое воплощение в чуде, которое было явлено в конце XIX века Тихвинской иконой Божией Матери, что и ныне находится в церкви этого поморского села.

Этому событию посвящена книга игумена Митрофана (Баданина) «Предание о Тихвинской церкви, что в селе Кашкаранцы на Терском берегу Белого моря» — Мурманск: Изд-во Мурм. епархии; СПб.: Ладан, 2007.

В июне 2004 года в поморском селе Кашкаранцы группа старшеклассников из Москвы разбила свои палатки. К предложению настоятеля прихода помочь очистить здание церкви (клуба) от груд мусора, сваленного под алтарем (сценой), удалить развалившиеся печи и прочий хлам, ребята отнеслись с удивительной готовностью. И в течение десяти дней своей летней практики, под руководством преподавателя Тимофея Пискунова, они приводили в порядок помещение церкви.

Разбирая горы мусора и битого кирпича (всего было вывезено четыре машины), они обнаружили изуродованный золоченый напрестольный крест. Такой крест всегда находится в алтаре на престоле храма и выносится лишь в конце Божественной Литургии для поклонения верующим. И этот найденный крест долгое время был святыней Кашкаранской церкви, пока в 1932 году не был осквернен руками безумных богоборцев, а затем брошен в мусор. Сейчас этот напрестольный крест-мученик восстановлен мастерами из Санкт-Петербурга, вызолочен и украшен новыми эмалевыми образками.

Тогда же была найдена двусторонняя живописная часть растерзанной иконы-хоругви с образом Воскресения Христова и преподобного Сергия Радонежского. Эта хоругвь так же восстановлена и находится в Тихвинском храме.

21 июля 2004 года в расчищенном от всех следов «мерзости запустения» Тихвинском храме архиепископом Симоном был отслужен первый молебен.

В течение следующего 2005 года было полностью восстановлено внутреннее убранство Тихвинской церкви. При изготовлении нового иконостаса были использованы фрагменты старых иконостасов и сами иконы, сохранившиеся в тайниках, на чердаках бывших церквей Варзуги. Больших усилий потребовала реставрация икон, которую осуществили мастера Санкт-Петербурга.

15 октября 2005 года по благословению Правящего архиерея благочинный Терского округа иеромонах Митрофан (Баданин) в сослужении иеромонаха Давида (Дубинина) освятил иерейским чином Кашкаранскую церковь в честь явления Тихвинской иконы Божией Матери и Святителя Филиппа Московского.

В селе Кашкаранцы начались православные богослужения. Но тут возникла проблема, поскольку всем стало понятно, что Божья Матерь Тихвинская Кашкаранская должна теперь окончательно вернуться в церковь родного села. В то же время и в Варзуге так уже привыкли молитвенно обращаться к Тихвинской Божьей Матери, что предстоящую разлуку с любимым образом воспринимали весьма болезненно. И тогда родился замысел написать для Варзуги вместо возвращаемой в Кашкаранцы, иную Тихвинскую икону Божьей Матери. При этом новая икона чтобы являла собой полную копию знаменитой древней иконы, чудотворный образ которой ныне пребывает в Тихвинском монастыре, и не оставляет неутешным никого из нескончаемого потока паломников со всей России.

Икона эта покинула храм оскверненного Успенского монастыря и во время гонений 1920-30-х годов укрывалась в иных церквях города Тихвина. По рассказам очевидцев, в ноябре 1941 года икона была вынесена «…германскими солдатами из горящего храма». В этом своем одеянии путешествовала икона по городам Пскову, Риге, Нарве, Таллинну, Лиепае, Данцигу, Праге. В 1949 году прибыла она в США в форт Александрию, затем в Бостон, позже в Кафедральный собор Нью-Йорка и в православный храм города Чикаго. Наконец, в июле 2004 года в той же драгоценной ризе Божья Матерь Тихвинская из США через Ригу, Москву и Санкт-Петербург вернулась в родную обитель.

К 9 июля 2006 года, дню памяти Тихвинской иконы Божией Матери, этот новый образ Царицы Небесной впервые был привезен в Варзугу. Еще далеко не в полной мере украшенный, Образ Богородицы уже вызывал у верующих самые благоговейные чувства и небывалую духовную радость.

Перед иконой на праздник приехал служить Правящий Архиерей епархии Симон. Множество людей имели возможность в эти дни любоваться образом и обращаться к Божией Матери в своих молитвах. 9 июля 2006 года, на храмовый праздник села Кашкаранцы, архиепископ Симон отслужил в Кашкаранском храме первую Божественную Литургию архиерейским чином.

В 2007 году чудотворный образ Тихвинской Кашкаранской иконы Божией Матери окончательно вернулся в свой родной храм на берегу Белого моря. Это стало возможным потому, что на его место к 9 июля, дню памяти празднования образа, прибыла новая икона Одигитрии Тихвинской и заняла свое место в Афанасьевской церкви села Варзуга.

Игумен Митрофан (Баданин), настоятель Успенского прихода села Варзуга, благочинный церквей Терского берега. Анонс книги «Предание о Тихвинской церкви, что в селе Кашкаранцы на Терском берегу белого моря» // Православная газета. – 2007. — № 7 .

Татьяна Рязанова. «А луковки – золотом светятся» // Мурманский вестник. – 2007. – 14 августа.

Ураган срывал с домов крыши. Рыбацкие лодки, как скорлупки, разбивались о берег. Глыбы льда поднялись над морем и стеной двинулись на сушу. В ужасе и панике кашкаранцы выбегали из жилищ и устремлялись к храму. И тогда местный священник взял в руки икону Божией Матери Тихвинской и пошел с нею впереди народа к разбушевавшейся пучине. Там он стал истово молиться. И отступила буря…

Так этот случай, произошедший в 1886 году, отложился в людской памяти. С тех пор икона-спасительница стала в здешних местах особо почитаемой. Но во времена богоборные никто не вспомнил о спасении предков небесной заступницей. А в советские годы церковь превратили в клуб. А храм этот отмечен еще одной особенностью. Он возведен над местом, где похоронены местночтимые святые — преподобные Астерий, Авксентий и Тарасий Кашкаранские. Долго ему пришлось дожидаться своего возрождения. И вот над стенами вновь вознеслись купола, осененные крестами. Серебряный свет старого дерева словно перетекает в золотое свечение луковок и сливается в вышине с солнечными лучами… Как поведали строители – осталось доделать крохи и убрать за собой. Здание сохранилось, а верх весь пришлось делать заново- колокольню, шатры, купола ставить, — рассказал бригадир Александр Кулагин. Строители, вернувшие нам былую красоту, приехали из Приднестровья, еще восемь лет назад. Сначала попал в Варзугу, сначала строили свинарник, затем получили заказ на строительство колокольни. Так стало востребовано его плотницкое умение. Восстановлением церкви в Кашкаранцах занимается третий год. К внутренним работам мастер приступил еще раньше: дома резал иконостас, сын ему помогал. (Резными работами мастер занимается уже лет тридцать). Оформление иконостаса восстанавливать пришлось по кусочку сохранившейся филенки. Что-то пришлось привнести и от себя. А вообще-то, по профессии он учитель. Сорок лет как трудится в школе. Когда-то закончил физмат, но всю свою жизнь преподает детям труд. Вот и сейчас бригада торопится завершить работу – пора домой, к началу школьных занятий. На следующий год планируем обить стены вагонкой. Этой уже более семидесяти лет. А так всё сделано. Да и церковь уже действующая», — подытожил Александр Кулагин».

Часовня Безымянного Инока

«Говоря о духовном, — продолжает Василий Никитич Кожин, — нельзя не вспомнить ещё об одном духовном событии, связанном с верой. За 8 километров от села Кашкаранцы, в сторону Варзуги, на берегу моря стоит красивая часовня.

«На самом берегу Белого моря близ тони Большая Точильная, в семи километрах от Кашкаранцев находилась часовня неизвестного инока (монаха). Первые упоминания о ней относятся к 1916 году. Часовня имела вид амбара, длина которого была 3,56 м, ширина 2,84 м. Венчал её восьмиконечный крест». (Белошеева Е. Поветерье. Гл. Места чтимые, святые / Терский берег — поморская сказка. Кандалакша, – С. 22.)

Предание гласит, что в давние времена в этом районе на берег выбросило лодку с мёртвым монахом. Кто он такой и откуда – не могли установить. Похоронили его тут же и поставили на могиле скромную часовенку. И по преданию, стала на этом месте хорошо ловиться сёмга. Тоня называлась «Крестовая».

В неё можно войти, помолиться, поставить свечу и сказать доброе слово строителю (пожелал остаться неизвестным)».

Игумен Митрофан (Баданин) пишет:

«История о Безымянном иноке Терском началась где-то в конце VII века, «в давних летах», когда еще не было нынешнего поморского села Кашкаранцы, а в этих краях жили на тонях «на рыбных ловлях» соловецкие монахи и иной люд приходил сюда на промысел лишь на сезон».

Как-то одному рыбаку, промышлявшему на тоне «Точильной», явился во сне некий чудный монах и повелел похоронить его, указав место на берегу, где покоится его тело. Рыбак пошел и на указанном месте обрел вынесенное морем тело усопшего в монашеском одеянии без признаков тления, ничем не поврежденное… Местные монахи, живущие здесь на приказе пи рыбных ловлях на Терском берегу, не опознали своего собрата. Расспросы монастырских людей иных монастырей также не открыли имени странного инока. Тело пора было погребать. На могильном кресте написали: «Неизвестный инок», полагая, что со временем имя монаха откроется.

Время шло, но так ни один из монастырей и не признал своего пропавшего собрата… Либо Господь прославил кого-то из монастырских подвижников таким нетлением, либо это вообще какой-то неведомый угодник Божий чудесного образа… И неизвестного инока отпевали как Безымянного.

Крест над могилой на берегу служил хорошим ориентиром при рыбной ловле, и вскоре рыбаки стали замечать, что напротив креста всегда случался «Чудесный улов рыбы». Особенно «хорошо рыбу добывал» тот благочестивый рыбак, что похлопотал о захоронении инока, да с тех пор на могилку приходил помолиться о помощи на море. Молился, Николу-чудного поминал, Варлаама с Керети, да вот теперь и Инока Безымянного Терского. Стали и иные добытчики, прежде чем уйти в море, захаживать на могилку в Иноку — попросить его помощи и заступления пред Господом.

И вот в одну из ночей сей Угодник Божий вновь явился тому рыбаку, открыл ему, что слышит молитву просящих, и повелел над могилой его поставить часовню. О том повелении узнали и иные промышленники, жившие на тонях Терского берега. Благочестивые христиане выполнили это послушание, справедливо видя в Безымянном иноке нового ходатая за них пред Господом в столь трудном и опасном северном промысле. А вскоре выше по берегу, напротив часовни, открылся источник. Местные жители называют его и поныне источником Безымянного инока.

Эта небольшая часовенка на диком берегу и источник невдалеке всегда были очень почитаемы всеми промышленниками Терского берега. Считалось, что для благополучия в северном промысле нужно помолиться в часовне у могилы Безымянного инока. «В промысловое время в ней всегда не угасала лампада». Воду же из источника несли на могилу, молились Иноку, после чего она «целит от болезней и иных и иных напастей».

Во времена безбожия святыни Терского берега пришли в запустение. Часовня была разрушена, но при этом до самого последнего времени место это было обозначено приметным крестом. Местные рыбаки-поморы знали древнюю верную примету о том, что «напротив этого креста всегда рыбу возьмешь».

В настоящее время почитание этой северной святыни восстановлено. С 2001 года на могиле приходским священником регулярно справляются поминальные службы. Тропинка к могильному кресту была протоптана даже в полярную зиму. Уже в наше время имеется несколько свидетельств чудесной помощи по молитвам к Терскому Угоднику, особенно в рыбной ловле. Безымянный инок Терский официально еще не канонизирован, и как святому службы ему не служатся, но он является местночтимым усопшим угодником Божиим, об упокоении которого в церкви подаются поминальные записки.

… Над могилой этого небесного покровителя нашего Поморья воздвигнута новая красивая часовня».

Иеромонах Митрофан (Баданин), настоятель Успенского прихода села Варзуга, председатель комиссии по канонизации святых Мурманской епархии. Часовня Безымянного инока // Православная газета. – 2003. — № 8 (август). – С.1.

Примечательно это место тем, что через дорогу от часовни в нескольких десятках метров находится источник с ключевой водой. Предание гласит, да и старожилы подтверждают, что вода в источнике помогает человеку изгонять из себя различные хвори. И у источника всегда людно. Чуть подальше от часовни, не более километра в сторону Варзуги, в море впадает ручей Точильный…

Здесь с незапамятных времён была «живущая тоня» – в колхозное время тоня «Точильный ручей». Примечателен сам ручей тем, что за века вода вымыла русло не менее 10 метров высотой. Это замечательный каньон, которым можно долго любоваться. Стены русла, в основном бордового цвета с различными оттенками, образуют замысловатые уступы. Ручей извилистый. В засушливые летние месяцы русло полностью высыхает, и каньон имеет неописуемый вид. Пока об этом интересном месте знают немногие. Не знают, что можно снять занимательный фильм, сделать фотоснимки».

Кашкаранцы в годы Великой Отечественной войны

Памятный знак односельчанам, погибшим в боях за Родину открыт в 1874 году в селе Кашкаранцы. В 2003 году по инициативе М.Г. Орешеты была проведена полная реконструкция. Установлены мемориальные плиты с именами 31 погибшего жителя села и старинный поморский якорь. Авторы-строители памятного знака: А.Г.Арсентьев, Н.А.Попов.

/Долг, честь, отечество, слава: методич. пособие / сост. М.Г. Орешета.- Мурманск, 2009. – С. 129.

Жизнь села в наше время

В послевоенные годы село начало постепенно пустеть. Повлияли на это военные годы. Домой не вернулся 31 человек. Об этом напоминает памятник погибшим сельчанам. Большую благодарность за сооружение памятника приносят жители известному мурманскому краеведу Орешете Михаилу Григорьевичу. Молодые парни в послевоенные годы, отслужив армию, в колхоз не возвращались. Расположенная рядом воинская часть «забирала» невест. Умирало пожилое население. В настоящее время в селе зимой проживают только в 11 домах. А 23 дома – это летние дачи. Наверное, и Кашкаранцы ждала бы незавидная судьба таких сёл, как Порья-Губа, Кузрека, Стрельна, Тетрина, Пялица. Нет производства, нет и села. В 1969 году колхоз был преобразован в подсобное хозяйство Умбского рыбозавода, а в начале девяностых годов и подсобное хозяйство прекратило своё существование».

Этой картине посвятил свои путевые заметки В. Смирнов

«Несколько лет назад даже сельсовета не стало — теперь он в Оленице – один на два села. Как спустили флаг с сельсовета, так и почувствовали люди, что такое безвластие… Вот уж поистине — до царя далеко, до Бога высоко…

Но уже дошло до Кашкаранцев шоссе. Правда, заметного оживления селу оно не принесло. А строительство дороги продолжается… Снуют по ней самосвалы, доставляя из карьера песок, урчат грейдеры. Параллельно шоссе шагают опоры для высоковольтной линии…. Давно планировалось строительство высоковольтной линии по Терскому берегу, но планы остались на бумаге. А каково жить без электричества! «Лампочка Ильича» в селе горит. Дают свет на 2-3 часа по утрам и вечерам, пока идет дойка коров на фермах. А как в наши дни жить без электричества! Телевизоры – роскошь. Холодильник не купишь – ни к чему он. Да и стиральная машина без толку. И уют электрический нужен, и чайник…» (Смирнов В. По зимнику: путевые зарисовки // Советский Мурман. – 1992. – 27 марта.)

«Спасло село от «злой судьбы», — продолжает Василий Никитич, — то, что здесь существует две организации. Это ГМС – гидрометеорологическая станция и радиомаяк, где работают небольшие коллективы. На ГМС – 5 человек. Возглавляет станцию потомственный метеоролог Сидоров Александр Николаевич. Долгие годы начальником был его отец – Сидоров Николай Алексеевич. Второй коллектив — Кашкаранский маяк, где работает 7 человек. Маяк – это маленький посёлочек со своим круглосуточным электроосвящением, центральным отоплением (своя котельная). Башня маяка более 20 метров, кирпичная, выкрашенная, выглядит очень красиво.

Многие годы коллектив возглавлял Агафонов Нектарий Александрович. Сейчас начальник маяка – Мелехов Юрий Александрович. Жители села благодарят «маячников» за то, то они в свободное время собственными силами подготовили все сооружения для установки телевизионной станции: антенну, помещение под аппаратуру. Принимает село 2 программы телевидения. Помощь ребятам с маяка, тоже самодеятельным способом, оказал коллектив дорожников, ведущих строительство автотрассы Умба- Варзуга, мастер Козлов Порфирий Александрович.

… Село живёт. Правда, нет постоянного электроснабжения (от дизеля – определённое количество часов в сутки). Но в 2010 году обещают подключение к ЛЭП, идущей на Варзугу. Работает клуб, библиотека, почтовое отделение. Село телефонизировано. Раз в неделю ходит автобус, раз в две недели приезжает медицинский работник. Жители пользуются привозными газовыми баллонами.

О людях села Кашкаранцы

В.Н.Кожин: «Среди односельчан, принявших участие в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов был замечательный человек, которым гордятся жители села – Панкратов Николай Родионович, поморский самородок, доктор исторических наук, профессор, действительный член Академии военных наук.

Интересна биография Николая Родионовича. Начальную школу закончил в Кашкаранцах и готовился продолжить учебу в семилетней школе села Кузомень. Но семью настигло несчастье, в 11-летнем возрасте Николай Родионович остался без родителей. И вот, вместо учёбы, с 11-летнего возраста он 5 лет работал в колхозе – рыбачил, работал на оленях. Шестнадцатилетним юношей поступил учиться в пятый класс семилетней Кузоменской школы, которую закончил с отличием. Затем поступил в Мурманский рыбопромышленный техникум, но через год был призван в действующую армию. После окончания военного училища в 1941 году – фронт. Воевал на различных фронтах, был дважды ранен, снова учился и возвращался на фронт в более высоком звании. Многочисленные боевые награды украшают генеральский мундир Николая Родионовича. После войны с 1949 года работал на преподавательской работе в высших военных учебных заведениях. Не раз выезжал за границу с чтением лекций. В 1973 году ему присвоено звание генерал-майора. Николай Родионовичнаписал много книг по военной тематике. Не забывал он и родное село, где ещё стоит их родной старенький домик. В своей книге «Война всенародная – победа великая», изданной в 1996 году, он с любовью отмечал, что его взоры обращены к землякам, жителям сёл Терского берега, участникам войны, сражавшимся на фронтах Великой Отечественной войны».

О Николае Родионовиче Панкратове пишет историк, краевед Станислав Дащинский:

«Политруком звали в кузоменской семилетке русоголового серьёзного паренька. Армейскому чину, неофициально полученному от одноклассников, Николай Панкратов остался верен всю жизнь: в военно-политическом училище получил звание настоящего политрука, прошел с ним несколько фронтов, а после войны стал доктором исторических наук, профессором, начальником кафедры Военно-политической академии имени В.И.Ленина. С 1996 года – действительный член Академии военных наук. А началась жизнь на берегу Белого моря, в селе Кашкаранцы. Отец Родион Андреянович и мать Устинья Никоновна его любили, лелеяли, так как рос младшим в семье».

С самого раннего детства слышал рокот моря. Он познавал его с годами все больше и, казалось, понимал, о чем оно говорит. Завораживали величие моря и бурный его нрав. Потрясающими остались в памяти картины возвращения рыбаков – сильных и смелых.

Не менее моря он любил лес, озера, долго не замерзающие родниковые ручьи, живую природу. Ему казалось временами, что он умел читать книгу природы, как школьный учебник.

Коля окончил начальную школу в Кашкаранцах и готовился продолжать образование в кузоменской семилетке: там был интернат для детей из других сёл. Но неожиданно на семью обрушились беды и несчастья. Умер отец, а вскоре потерял и мать. В 11 лет остаться без родителей – и врагу не пожелаешь. Пошел работать. В его документах записано: «С июня 1931 по август 1936 года – рыбак и оленевод колхоза «Передовик». Учитывая его возраст, Коле чаще доверяли подвоз – доставлял на оленях людей за десятки километров в Кузомень, Варзугу, Оленицу. Запали ему в память те зимние и летние многокилометровые пути-дороги. Только в шестнадцать снова пришел в школу, в пятый класс кузоменской семилетки. Учился неистово, наверстывая упущенное, много читал. Именно там, в Кузомени, полюбил Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Горького.

Иногда по субботам пешком отправлялся в родную деревню, за пятьдесят километров. В воскресенье вечером возвращался.

Окончил семь классов с отличием, или, как тогда говорили, — с Похвальной грамотой. Остался благодарен учителям, которые привили любовь к книге, особенно историку Толченкову. Николай Кириллович давал потом Панкратову рекомендацию для вступления кандидатом в партию. Помнит всех своих одноклассников. Одни из них погибли на войне, другие разъехались по стране, а некоторые и поныне живут на Терском берегу. В каждый приезд в родные места он встречается с ними.

Без особых усилий поступил в Мурманский рыбопромышленный техникум. Наверное, стал бы хорошим судоводителем, а потом и капитаном.

-Возможно, радистом, — уточняет Николай Родионович, — потому что с судоводительского факультета меня перевели на радиотехнический…

Но через год призвали в армию, а оттуда направили в военное училище в Сталинград. В 1941- м окончил его – и сразу на фронт. Воевал под Ленинградом, Волховом. Политрук, военный комиссар стрелковой роты, помощник начальника политотдела минометной бригады по комсомолу. Он видел блокадный Ленинград, не понаслышке знает Дорогу жизни по льду Ладоги, Мясной Бор под Новгородом. Дважды был ранен.

Его отзывали из пекла боёв на учебу и снова возвращали на фронт — в более высоком звании. Учился и после войны — в военно-педагогическом училище имени М.И Калинина. После его окончания в 1949 году – на преподавательской работе в высших военно-учебных заведениях Риги, Севастополя, Баку. С 1961 года — в военно-политической Академии. Послужил несколько лет в ГлавПУРе начальником отдела преподавания общественных наук, но родным домом стала академия, куда вернулся уже руководителем кафедры.

Генеральскую форму примерил в ноябре 1973 года. Постановление подписал тогдашний председатель Совета министров СССР Алексей Николаевич Косыгин.

Читал лекции в военно-учебных заведениях Болгарии, ГДР, Польши, Румынии, Чехословакии, Франции и других стран.

Он опубликовал 130 научных трудов общим объёмом 260 печатных листов – это больше 6 тысяч машинописных страниц. Руководил авторскими коллективами и был автором разделов и глав многих коллективных научных трудов, в том числе «Советской военной энциклопедии», энциклопедии «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.», «Военного энциклопедического словаря». Отдельные работы публиковались на десяти иностранных языках.

С юбилеями его поздравляли маршалы Советского Союза Александр Василевский, Андрей Гречко, Иван Якубовский, генералы армии Алексей Епишев, Виктор Куликов, руководители республик бывшего Союза. О нём писали газеты «Правда», «Известия», «Красная звезда».

В 1944 году в Москве, когда учился в Академии имени В.И. Ленина, познакомился со своей будущей женой Александрой Егоровной. Она работала в управлении Московского метрополитена. Двое детей. Сын Евгений выбрал отцовскую дорогу, дослужился до полковника, стал профессором военной академии. Дочь Татьяна окончила Институт народного хозяйства, экономист. Внук Дима верен деду и отцу – уже майор Российской армии, военный юрист. Внучка Марина – экономист, внучка Наташа заканчивает педагогический университет. А правнучке Алене уже девять лет. Жизнь прожита не зря.

«В эти дни мои взоры и память обращены к землякам – жителям Умбы, Кашкаранцев, Варзуги, Кузомени, Оленицы, Чаваньги и других сёл и деревень Терского района, к тем, кто сражался в годы войны за нашу Советскую Родину», — писал он в своей книге.
… В первый раз приехал в родные места спустя восемь лет после войны, подполковником. В Кашкаранцах встречали меня матери, жены, сестры, невесты односельчан, не вернувшихся с войны. Время ещё не стёрло с их лиц горечь и боль. И тогда я по-особому ощутил, какая ответственность легла на нас, оставшихся в живых… В поездках со мной бывали сын Евгений, внук Дмитрий, внучка Марина.

… В Кашкаранцах каждый раз нас привечал старенький отцовский дом, он еще смотрит своими окошками на море, на самом берегу которого стоит. Правда, уже совсем обветшал. В Умбе и Оленице встречал Василий Кожин. С его отцом, Никитой Романовичем, бывшим матросом Балтийского флота, в довоенные годы мы были в большой дружбе».

Дащинский С. Генерал с Терского берега // Терский берег. – 2002. — № 32. – 10 августа. – С. 3,4.

Из воспоминаний В.Н. Кожина:

«Из культработников села Кашкаранцы надо отметить Анну Степановну Гундалову – работала в клубе в 50-х годах. Большой вклад в организацию культурно-просветительской работы на селе внесла Евдокия Семеновна Дробышева- заведующая клубом в начале 60-х годов. Концерты, вечера отдыха, детские утренники и многое другое — далеко не полный список мероприятий, проводимых в клубе. Из библиотечных работников в селе Кашкаранцы хочется отметить А.М. Звягинцеву, Нину Георгиевну Королеву, Людмилу Николаевну Кореневу, Татьяну Ивановну Гундалову.

Кожин В. Юбилей Умбы – юбилей всего района. К 100-летию Умбы // Терский берег. – 1999. –

Агафонов Н. Хороший пример: [О партийной организации села Кашкаранцы, секретаре Иване Семеновиче Гундалове, председателе исполкома сельского совета Алевтине Тихоновне Карасевой, молодой коммунистке Зине Дворниковой и старейшем члене партии Кире Никитиче Дворникове] // Терский коммунист. – 1980. – 31 янв. (№ 14).- 2.

Жители села

Дворникова Платонида Ивановна (с. Кашкаранцы)

Кожин В. О Платониде Ивановне Дворниковой, руководителе фольклорного хора с. Кашкаранцы / Терский берег Беломорья. Терчане о прошлом и настоящем своих селений. – Умба. Терский берег, 2010. – С.70.

Кожин В. Добрые усилия Платониды Ивановны: [О старейшей жительнице с. Кашкаранцы, коренной поморке, руководителе фольклорного хора] // Терский берег. – 2005. – 10 июня (№ 23). – С. 4.

Смирнов В. По зимнику. Путевые зарисовки // Сов. Мурман. – 1992. – 27 марта.

Смирнов В. Песня: [стихотворение «Спой, Платонида Ивановна…»)] / Смирнов В. Поветерье. Книга стихов. – Москва. – 1981. – С. 9 – 10.

Смирнов В. Песня: [Посвящение П.И. Дворниковой] / Смирнов В. Поморье. – Мурманск: Кн. изд-во, 1974. – С.28 – 29.

Панкратов Николай Родионович (с. Кашкаранцы)

Дащинский С. Генерал с Терского берега // Терский берег. – 2002. – 10 августа (№ 32). – С. 3 – 4.

Панкратов Николай Антонович

Тельминова А. Три ранения // Терский коммунист. – 1987. – 28 августа (№ 104-105).

Гвардии рядовой // Терский коммунист. – 1970. – 7 февраля (№ 16).

Дворников Иван Петрович (с. Кашкаранцы)

Дворников Иван Петрович, о нем: [Об участнике Великой Отечественной войны И.П. Дворникове, погибшем в Западной Лице. Похоронен в Долине Славы] // Терский берег. – 2008. – 24 октября (№ 43).

Дворников Кир Никитич (с. Кашкаранцы)

О первом председателе колхоза в с. Кашкаранцы и других жителях села / Кожин В. Н. Кашкаранцы. Чудеса и достопримечательности селения. // Терский берег Беломорья. Терчане о прошлом и настоящем своих селений. – Умба; Мурманск: ОАО МИПП Север, 2010. – С.68 – 78.

Дворников Платон Федотович (с. Кашкаранцы)

А.Г. Тельминова. Дошел до Праги: [О ветеране Великой Отечественной войны, политруке П.Ф. Дворникове] / Тельминова А.Г. Дорогие мои земляки…- Мурманск, 1993. – С.31 – 34.

Дворникова Анна Александровна (с. Кашкаранцы)

Кожин В. Терские судьбы: [Об А.А. Дворниковой, старейшей жительнице с. Кашкаранцы, руководителе фольклорного хора в 70-г.] // Терский берег. – 2005. – 6 мая (№ 18). – С.4.

Кожин Николай Иосифович (с. Кашкаранцы)

А.Г. Тельминова. Парень с нашего берега: [О ветеране Великой Отечественной войны Н.И. Кожине] / Тельминова А.Г. Дорогие мои земляки… — Мурманск, 1993. – С.68 – 69.

Оставить свой комментарий

Оставить комментарий