Старинное поморское село Кузомень

Старинное поморское село Кузомень

Кузомень – поморское селение в низовьях реки Варзуги. В XVI веке – тоня Кузонемы, на которой ловили семгу 28 карбасами. В 1674 году сюда выселились из Варзуги крестьяне Рогожины и Федоровы, основали «деревню Куземино». *В 1782 году в Кузомени жители построили церковь Великомученика Дмитрия. Село быстро росло. Предписанием министра государственных имуществ от 20 мая 1841 года Кузомень стала центром укрупненной волости (входили Умба, Варзуга и Терская лопь).

В селе возникла покровская ярмарка, на которую съезжались торговцы со всего Беломорья. Вице-губернатор Д.Н. Островский в конце XIX века писал:

«Село богатое, имеет две церкви, училище, соляной общественный магазин… Народ здесь красивый, приветливый и гостеприимный».

Чиновник по крестьянским делам Н.Н. Макшеев отмечал: «При училище происходят народные чтения с туманными картинами. Читают: становой пристав Таратин, учитель Луговой и шкипер Корехов нравственные брощюры, исторические, из семейного быта, из практики морского дела, явления природы, популярную гигиену. Чтения посещаются охотно не только детьми и юношами, но и взрослыми крестьянами и крестьянками… В Кузомени проживает фельдшер… В селе есть общественная аптека» (1892 год).

С 1871 года село было связано с Архангельском пароходным сообщением. В начале XX века проведен телеграф.

В 1903 – 1905 годах в селе находились политические ссыльные И.В. Бугров, П.П. Гусев и др., которые организовали из местных крестьян социал-демократический кружок. В 1907 году прибыла новая группа ссыльных – 37 человек, научившие молодежь петь революционные песни. Вскоре ссыльных вывезли из села, но его жители разделились на приверженцев старого режима и противников царской власти.
В 1910 году в Кузомени насчитывалось 143 крестьянских двора, в которых проживало 780 человек.

Ушаков И.Ф. Кольский Север в досоветское время. Историко-краеведческий словарь. Мурманск: Кн. изд-во, 2001. – С. 120 – 121.

О причинах поселения в этом месте

«В те времена основывать постоянные селения у моря было небезопасно. Шайки морских разбойников под видом купцов и промышленников могли напасть и разграбить жилища. Поэтому первые крестьянские поселения находились на некотором отдалении от моря: Варзуга примерно в 25 верстах от устья реки, Умбский погост – в 10 верстах к северу от современной Умбы. На морском берегу, возле тонь, стояли неказистые избушки, в которых поморы жили только во время промысла. Позднее из таких «живущих тонь» возникли поморские деревни Кузомень, Тетрино, Оленица, Сальна, Стрельна и другие».

Ушаков И.Ф. Избранные произведения в 3 т. Т. 1. Кольская земля. – Мурманск: Кн. изд-во, 1997. – С. 40 – 41.

Научное изучение Кольского края

Максимов С.В. «Год на Севере» (1861)

Описание экспедиции летом 1859 года для ознакомления с состоянием сельдяного и семужьего промыслов в районе Кандалакши, Умбы и Кузомени.

Согласно административному делению по закону от 25 февраля 1861 года среди обозначенных районов – обществ, позднее называвшимися «волостью», было Кузоменское, куда входили селения Варзуга, Кузомень, Сальница и Кашкаранцы.

К истории названия

Русские крестьяне, поселившись на Терском берегу, заимствовали у саамов большинство географических названий. Некоторые из этих названий были русифицированы. Так тоня «Кузонима» (в устье реки Варзуги) превратилась в «Кузомень».

Ушаков И.Ф. Избранные произведения в 3 т. Т. 1. Кольская земля. – Мурманск: Кн. изд-во, 1997. – С. 272.

«Кузомень» в переводе с карельского – означает «Еловый мыс».

Минкин А.А. Топонимы Мурмана. – Мурманск: Кн. изд-во. 1976. – С. 108.

Беломорские названия Кузомень ведет свое происхождение от карельского «Куузи» — «ель», а не от саамского «кусс – ель».

Сурядов В. Откуда берут начало названия сел // Терский берег. – 1997. – 7 июня.

«Село Кузомень, расположенное на рек Варзуге, в шести верстах от устья и в двух верстах от моря, выстроилось на песчаном грунте и … составляет разительное исключение изо всех других беломорских селений, которые все стоят на граните. С колокольни, недавно выстроенной вновь, можно видеть всю эту огромную массу пескку, обложившего селение со всех сторон, кроме той, которая прилегает в реке Варзуге… Песчаное поле тянется до моря…

Само селение кажется довольно большим и выстроенным как будто недавно. Дома его глядят чисто, приветливо; все они почти выкрыты тесом… Амбары… для хранения промысловых снастей стоят впереди домов на берегу…

… Село это можно почитать центром деятельности, столицей всего Терского берега. Сюда бредут лопари (для продажи), плывут торговцы кемские и архангельские (особенно в августе месяце) – для закупки семги – почти единственного продукта, от которого живет все население Терского берега».

Максимов С.В. Избранные произведения в 2 т.Т.1. Год на Севере. – М.: Худож. Литература, 1987. – 227- 228.

«Есть основание полагать, что русские стали посещать Терский берег уже в XII веке. Такое заключение сделали археологи, исследовавшие в 1969 году в местах древних становищ близ села Кузомени два погребения. В них оказались различные металлические вещи, в том числе остатки конской сбруи – уздечки и стремя (С.17).

«… В XVII веке из бывших «живущих тонь» и усолий между Варзужской и Умбской волостями выросла деревня Кузомень, в которой в 1667 году поселились «монастырские бобыли» (С.22).

«… Особенно славилась кузоменская семга, поэтому цена её за пуд поднималась на местах до 14 рублей; для сравнения: умбская сёмга продавалась в среднем от 3 до 3 рублей 50 копеек за пуд. В конце XIX века жители села Кузомени за сезон вылавливали до 10 тысяч пудов сёмги. Её скупали у промышленников местные судохозяева и приезжие купцы, а затем везли морем в Архангельск, в Кемь. Нередко с Терского берега сёмга доставлялась в Петербург» (С. 245).

«… Хорошо ловилась сёмга в штормовую погоду, особенно на кузоменских тонях. В шторм рыба к берегу идет, вот и попадается в сети. Не всегда, конечно. Было густо, было и пусто. Но как ветер с моря, так рыбакам самая работа. Выйдут они в море, а волны кругом карбаса дыбятся и за кормой рассыпаются с уханьем. А следом – взводень*, того и гляди накроет. В такую пору, случалось, и гибли промысловики. Но страха не было…» (С. 25).

Яковенко Н.Г. Терский берег. – Мурманск: Кн. изд-во, 1985. – (Серия «Города и районы Мурманской области»)

«Ожил Терский берег благодаря выходцам из Великого Новгорода, пришедшим сюда по морю. Но еще до их появления здесь побывал древний человек. Об этом свидетельствует найденная в 20-х годах (двадцатого столетия) М.Н. Пономаревым – предком нынешних Пономаревых, у Гагачьих озерков (места, хорошо известные кузомлянам) стоянка древнего человека. Здесь были обнаружены каменные топоры, наконечники стрел, точильные камни. А летом 1971 года на берегу реки Варзуги, в том месте, где стоит крест погибшим осенью этого же года ребятам, мною были найдены глиняные черепки (относящиеся к XII веку).

… Сама Кузомень как поселение появилось значительно позже. Первые упоминания о существовании тони Кузомена записаны в «Книге описей» за 1563 год, а в 1667 году здесь поселились «монастырские бобыли».

… Как и многие села Терского берега, Кузомень до революции находилось во владении разных монастырей, в том числе и Соловецкого, который был не только местом обитания монахов, богомольцев, но и самой страшной тюрьмой для противников религии и для всех тех. кто выступал против правящей власти независимо от сословий. Монастыри …нещадно грабили население и заставляли работать на себя. Когда крестьян постигало какое-то бедствие, как, например, гибель снасти или суденышка, и не было средств для обзаведения новыми орудиями лова, крестьянин обращался за помощью к монахам. Те давали ссуду под залог угодий. Если крестьянин не возвращал долг к установленному времени, то угодья переходили в собственность монастыря.

…В истории Кузомени были и другие печальные события.. То терзали свои изуверы, то приходилось сталкиваться с иностранными. Тогда просыпался дух народный. В 1855 году, во время русско-турецкой войны, к Кузомени подошли английские суда. Интервенты потребовали за деньги несколько коров, овец… Но кузомляне не растерялись, скот угнали в лес, и отряд в количестве 30 человек…»

Лысенко Л. Старинное поморское село Кузомень // Терский берег. – 1999. – 21 августа. – С. 2 -3.

Положение жителей в пореформенную эпоху

Экономические отношения в крестьянской общине

В Кузоменской и в Тетринской волостях тоневые угодья в соответствии с количеством ревизских душ делились на «участки» (условные доли), чтобы каждый член общины мог приобрести себе участок с торгов, заплатив определенную сумму. «Однако, — как свидетельствует Александра Яковлевна Ефименко, до замужества Ставровская, уроженка с. Варзуги, первая в России женщина – почетный доктор русской истории, — не все были в состоянии купить полный участок: в таком случае для приобретения одного участка соединяются двое или несколько человек. Не имеющие средств для покупки участков обращаются также к состоятельным людям, у которых получают кредит за громадные проценты; положим, участок стоит 5 рублей – при займе обязываются уплатить 7 рублей, то есть 2 рубля процентов. В Кузоменской волости таких домохозяев, которые не могут владеть полным участком, около двух третей.

Продажа участков с торгов была выгодна крупным промышленникам и ростовщикам. Система эта была удобна местным богачам: она открывала широкое поле для злоупотреблений. Богатые оттесняли от участия в промыслах бедных, пользовались ими как подставными лицами, давая им деньги для покупки участка в свою пользу. Не имея собственного участка, беднейшие занимаются промыслом на богатых из покрута.

(Из книги Е.Н. Власовой «Кузоменская летопись»)

«Интенсивное развитие морских и речных промыслов и торговли на Терском берегу началось со второй половины XVII века. В это время из бывших тонь и усолий между Варзужской и Умбской волостями вырастает деревня Кузомень, в которой в 1667 году поселились «монастырские бобыли».

В числе первых поселенцев Кузомени – Кореховы, Заборщиковы, Двинины и др. Началось освоение местности. Трудно было приспосабливаться к северным условиям. Люди искали и находили пристанище не от хорошей жизни. Они выбрали место у Белого моря… Когда появились первые переселенцы, — здесь была сплошная тайга. Зелень. Густые леса, сосны, березы, елки и другие деревья. Здесь водилась дичь, дикие звери, олени, лоси…

Жители – новоселы вдохнули некогда прелести еще не обжитой северной земли. Будущее им сулило кое-что хорошее. Главное – эти люди ушли от гонения, преследования неприятелей.

Началась заготовка леса буквально на месте. То есть началось постепенное опустошение живой природы. Так продолжалось многие годы, десятилетия и даже столетия. Выросло большое село, купеческое, а природе нанесли вред, сделали пустыню…

… Кузомень – село купеческое. Есть двухэтажные, большие одноэтажные дома, обшитые вагонкой, покрашенные краской. Чувствуется, что здесь жили довольно зажиточные, богатые люди…. Богатство не появлялось само по себе, а нажито за счет покупки у рыбаков семги и продажи её по другой, более высокой цене. Так продолжалось многие десятилетия. …Появились богатые люди из числа отдельных кузомлян, наживших состояние за счет простых рыбаков. Появились купеческие дома.

Кузомляне славились своим мастерством по строительству морских промысловых карбасов, а так же брам, предназначенных для перевозки грузов. Чтобы строить карбаса, необходимо заготовить материал: колоды, опруги, обносы, чурки для набоев.

Мастерами по строительству гребного флота отмечались: Е.Н. Заборщиков, А.А. Сидоров, А.П. Абросимов, А.К. Двинин и другие. В строительстве требовалась взаимопомощь, на том строилась жизнь.

Речные промысловые участки

 

На протяжении около 20 километров от Кузомени до порога Морского (по пути в Варзугу) расположены промысловые участки: Подневодье (вблизи от Кузомени), Прилук, Колониха (она и сейчас является одним основных источников дохода колхоза «Всходы коммунизма» за счет вылова семги), Сиговка, Черемхово. На них с ранней весны до поздней осени некоторые жители Варзуги с семьями, со скотом – проживали на тонях. Ловили сёмгу, особенно для продажи, покупали на вырученные деньги продукты и одежду. Другую рыбу (корехи, сиги, камбалу), выловленную в снасти, употребляли для семьи.

Колониха – тоня более многолюдная. Она вошла в историю как одна из наиболее крупных тонь. Здесь жили Илья Семенович Конев, Никита Алексеевич Заборщиков, Ипполит Кагачев и другие, оседло, с семьями.

Ранней осенью лов рыбы вели поездами, речными сетями. А когда река укрепится льдом, начинается подледный лов – гарвами. Места в реке для лова сёмги, как правило, распределяются по согласию рыбаков на сходе. Лучшие места в реке достаются по жеребьёвке. В зависимости от количества в семье едоков, распределяются места для подледного лова семги. Не обходилось и без споров при распределении участков, но все разрешалось мирно.

Бывали годы, когда рыбаки довольно много уловят семги и обеспечат семье более сытую зимовку. В наших условиях все зависит от благоприятной погоды. Да и умение, смекалка, трудолюбие – главное. Чем затяжнее теплая осень, благоприятные ветры (южные, юго-восточные, восточные) на более продолжительный период, тем больший подход семги в реку, тем большие уловы.

… В свободное от промысла время рыбаки вместе с членами семьи заготавливают ягель для оленей и коров недалеко от селения, укладывая его в кучи и ставя метки, а поздней осенью вывозят на оленях… Жителям хорошо известно, что ягель – хороший молокогонный корм, поэтому каждый хозяин стремится заготовить его. Так делали на тоневом участке Черемхово, последнем до Варзуги оседлом участке.

Следующий за Черемховым — участок Яма – место ловли семги и пристанище, где разгружали привезенные из Кузомени грузы, укладывали в амбары, а со временем поднимали в лодках по порогам в Варзугу. Это очень тяжелый труд, нужна большая сноровка, умение при помощи шестов поднимать по порогам лодку с грузом. Иного пути завоза груза в летний период в то время не было. Тоня Яма – глубокое просторное плесо, где особенно в осенний период много скапливается семги. Варзужане из года в год осенью поездуют, причем иногда поездом вылавливают в большом количестве семги. Поездной промысел возник давно и продолжался очень долго, считался активным промыслом.

За Ямой – так называемая Соколовская Низка (быстрый скат воды). Здесь на возвышенности охотником — медвежатником Панкратом Заборщиковым построена избушка, служившая и пристанищем рыбаков. Здесь они спасались от дождя и холода.

Известно, что охотник Панкрат на своем веку добыл не менее 40 медведей. Были случаи, когда одновременно медведь охотился на корову, а охотник – на медведя. Победителем выходил охотник….

Повыше Соколовской Низки плесо Климова. По размеру оно небольшое, но сравнительно глубокое. Здесь, перед порогом, семга собирается, группируется, как бы отдыхая, чтобы подниматься вверх по реке по порогам, а их четыре: Морской, Клетной, Койтулов и Собачий. А дальше идет плесо около двух километров, и на виду большое селение Варзуга раскинулось по обеим сторонам одноименной древней реки.

Семга, поднявшись через пороги, продолжает свой длинный путь к местам нереста».

Мошников В.Н. Кормилица // Терский берег. – 1995. – 1 июля.- С. 3.

Торговля

Во второй половине XIX века центром торговли на Терском берегу становится Кузомень. Так называемая «Покровская ярмарка проходила ежегодно с 1 октября по 1 ноября. В 1861 году на ней было продано привозных товаров на 4200 рублей, а в 1887 году – на 11271 рубль 70 копеек. На ярмарку доставлялись мука, крупы, масло, овощи, соль, чай, водка, сахар, свечи, мыло, лен, пенька, дубленые кожи. Единственным местным товаром была семга. Ее в 1887 году было куплено на ярмарке приезжими торговцами на 81975 рублей».

Ушаков И.Ф. Избранные произведения в 3т. Т. 1. Кольская земля. – Мурманск: Кн. изд-во, 1997. – С. 349.

«Село быстро росло. Достоверно известно, что в 1777 году в селении Кузомень жили Кореховы, Плотниковы, Панкратовы, Пироговы, Рогозины, Сидоровы, Богдановы, Катарины, Коневы (данные областного архива г. Мурманска). В 1841 году была образована Кузоменская волость из Варзужской и Умбской волостей.

По поручению комитета для помощи поморам Русского Севера в 1896 году посетил Кузомень А.Г. Слезневский. Он писал, что Кузомень является главным центром торговли и промышленности по Терскому берегу.

Вследствие богатых уловов семги село богатело. В Кузомени ежегодно с 1 октября по 1 ноября проходила покровская ярмарка. На нее приезжали купцы (скупщики) из Архангельска, Кеми, Сороки, Шуи.

Забирали семгу, сало, звериные шкуры. Оставляли купцам взамен свои товары, а те в своих лавках продавали товар населению. На ярмарку привозили муку, сахар, вино, масло подсолнечное, овощи, чай, водку, свечи, мыло, лен, дубленые кожи».

Заборщикова Е.Н. Село Кузомень и кузомляне.

О Покровской ярмарке

«Братья Заборщиковы, Алексей и Семен, В деревне Кузомени считались крепкими хозяевами. Они имели собственную шхуну «Гавриил Архангел» и занимались промыслом морского зверя у берегов Новой Земли. Дело знали, относились к нему трезво, людей, нанятых на работу, не обижали… Вот и в этом году реки еще лед держали, а в Кузомень уже прибыли промышленники из Бабинского и Нотозерского погостов, Поноя и других окрестных деревень».

(Из книги Е.Н. Власовой «Кузоменская летопись»).

«… На реке около Кузомени тесно от прибывших судов. На ярмарку приплыли торговцы с Двины, Онеги, Мезени, монахи Соловецкого монастыря. Живут они далеко, но знакомы почти со всеми поморами Терского берега. Встречались на промысле.

В первые дни поморы все больше разговаривали да братались. Торговали мало. Потом вдруг вспомнили, зачем приехали, и купля-продажа пошла веселей. За товар платили деньгами, сделки скрепляли честным словом.

Семенихины быстро распродали все, что привезли. На вырученные деньги купили медный ковш, белые миски, два сарафана, образ Николая Угодника в серебряной ризе, шнячный парус, десять промысловых тюков (сеть для изготовления невода), припасы для штуцера и много другого добра. Да еще договорились с Козьмой Тюттериным о покупке сена с его пожни … Договор решили отметить в доме продавца. Никифор отпросился у отца к молодежи… По пути отец и сын зашли в казенную лавку № 77 и купили вина».

Орешета М. Крутая гора / Орешета М.Г. Серебряный ручей.- Мурманск: МИПП «Север», 2001. – С. 16.

Духовная жизнь села. Кузоменский приход

«Кузомень — село большое, 180 дворов. Село построено культурно, рядами, 4 улицы, 5 домов двухэтажных (с лавками – магазинами). 8 домов построено по-новгородски: полутораэтажными, 21 дом обит и покрашен.

Две церкви, одна из них — храм пятиглавый с тремя престолами, колокольней. Одна церковь – на Устье. Две магазеи – хлебная и соляная. Дом священника, дом псаломщика, школа, медпункт» (Из дневника С.П. Колпакова, члена экспедиции по описанию Терского берега 1891 – 1896 гг.).

В 1863 году в Кузомени жители построили церковь великомученика Дмитрия Солунского.

В 1863 году была построена Сретенская церковь. В 1887 году – Дмитриевская церковь. К 1901 году в Кузомени было три церкви и одна колокольня.

Кузоменский приход состоит из одного села Кузомени, лежащего на том же юго-восточном берегу Кольского полуострова, в 67-ми верстах от Тетринского прихода, в 18-ти от Варзугского, в 480-ти от г. Колы и в 1087-ти от Архангельска летним трактом и в 987-ми — зимним. Жителей в нем к 1896 г. состояло 316 м. п. и 363 ж. п., дворов 123.
Село Кузомень до 1861 г. входило в состав Варзугского прихода, но в сем году обращено в самостоятельный приход. В нем в настоящее время четыре церкви:

1) Димитриевская главная (холодная) с тремя престолами: главный (средний) в честь великомученика Димитрия Солунского, южный — во имя Всемилостивого Спаса и северный — в честь св. благоверного и великого князя Александра Невского. Церковь эта устроена в 1887 г. в память мученической кончины Императора Александра II; завершается она пятью главами, кои крыты железом так же, как и кровля храма; наружные стены обшиты тесом и окрашены белилами.

2) Сретенская однопрестольная церковь устроена в 1863 г., одноглавая, также обшита тесом и окрашена.

3) Покровская приписная, построенная из часовни в 1861 г., и 4) Димитриевская упраздненная, устроенная в 1845 г. Утварью, ризницею и богослужебными книгами первые три церкви достаточны. Кружечно-кошелькового сбора в 1895 г. поступило 92 р. 32 к., свеч продано 8 п. 15 ф. на 481 р. 50 к., из коих чистой прибыли оказалось 216 р. 79 к.

В с. Кузомени с 1862 г. существует сельское училище, в коем в 1895/6 уч. г. обучалось 26 мальчиков и 12 девочек. Законоучитель — местный священник — получает жалованья 100 р. в год.

Причт (священник и псаломщик) владеет тремя сенокосными пожнями, с коих снимается до 40 пудов сена на сумму в 24 р., получает жалованья — священник 140 р. и псаломщик 50 р. и дохода до 800 р. Из двух причтовых домов священнический устроен в 1895 г., а псаломщический очень ветх, как построенный еще до открытия прихода.

Священником состоит Алексей Иоаннов Синцов, 45 л., из средн. отд. арханг. семин., на службе в должности сельского учителя с 15 окт. 1869 г. по 20 окт. 1871 г., в должности псаломщика и учителя с 30 дек. 1872 г, до 20 июня 1876 г., когда посвящен был в сан священника, на занимаемом месте с 24 июня 1880 г. Должность псаломщика исполняет священник Иннокентий Яковлев Подосенов, 50 л., увол. из низш. отд. арханг. семин., на службе в должности дьячка с 1 авг. 1866 г., в сане священника с 29 авг. 1882 г., в занимаемой должности с 9 авг. 1893 г.

Истомин М.Н. Варзугский Петропавловский приход. Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. — Архангельск, 1896. — Вып. III. — С.247-257.

Интервенция на Терском берегу

Подвиги поморов в борьбе с захватчиками

Весной 1885 года во время Крымской войны англо-французы начали разорять и грабить поморские селения Беломорья. 3 июля 1855 года интервенты появились у села Кузомень. Они отправили к берегу шлюпку под белым флагом для переговоров с жителями. Иноземцы потребовали дать им за деньги несколько коров и овец на мясо, предупреждая, если это предложение будет отвергнуто, то они возьмут скот силой, а селение сожгут. Кузомляне не испугались и ответили, что ни за какую цену не согласятся продать скот неприятелю. Тогда три вражеских баркаса двинулись к устью реки Варзуги, где на мысе паслись овцы, телята и олени. Крестьяне немедленно послали туда отряд из 30 человек. Скот был отогнан в лес. Баркасам пришлось вернуться ни с чем. Простояв у Кузомени около суток, неприятельский фрегат снялся с якоря и ушел в море (И.Ф. Ушаков)».

«В начале июня 1854 года англо-французская эскадра в составе 7 кораблей появилась в водах Русского Севера. Не заходя в Кольский залив, она проследовала к горлу Белого моря, захватила остров Сосновец, стала отсюда нападать на мирных жителей и грабить их имущество.

29 июня английский паровой фрегат остановился в 5 верстах от села Кузомени. Местные крестьяне, завидев неприятеля, угнали скот в лес, попрятали наиболее ценное имущество, отослали женщин и детей в безопасное место, а сами, расположившись группами вдоль берега, приготовились отражать врага. У крестьян было 53 винтовки и небольшое количество боеприпасов. Англичане, следившие за действиями крестьян в подзорные трубы, не решились на высадку десанта и в три часа ночи отошли от села в сторону Чаваньги.
Весной 1855 года … англо-французская эскадра вновь явилась к острову Сосновец…. 5 июня интервенты появились у села Кузомени. Они отправили к берегу шлюпку под белым флагом для переговоров с жителями. Иноземцы потребовали дать им за деньги несколько коров и овец на мясо, говоря, что если это предложение будет отвергнуто, то они сами возьмут скот силой, а селение сожгут. Кузомляне не испугались и ответили, что они ни за какую цену не согласятся продать скот неприятелю. Тогда три вражеских баркаса двинулись к устью реки Варзуги, где на мысе паслись овцы, телята и олени. Крестьяне немедленно послали туда отряд в 30 человек. Скот был отогнан в лес. Баркасам пришлось вернуться ни с чем. Постояв у Кузомени около суток, неприятельский фрегат снялся с якоря и ушел в море».

Ушаков И.Ф. Избранные произведения в 3т. Т. 1. Кольская земля. – Мурманск: Кн. изд-во, 1997. – С. 248 – 249. Об этих событиях – Кузомень в дни Крамской войны: 1. Двинин Е.А. В книге «Край, в котором мы живем». – Мурманск: Кн. изд-во, 1959. – С. 54 – 55. 2. Власова Е.Н. Кузоменская летопись. – Самиздат, 2012. – С.37-38.

« Не было почти ни одного рыбацкого селения, где бы ни появлялись английские корабли, не пытались высадиться английские солдаты, но повсюду они встречали отпор.
В Кузомени – на Терском берегу Белого моря – английские корабли встали на якорь вблизи деревни и высадили десант. Жители деревни, еще издали заметив приближение неприятеля, приняли меры к обороне. Женщины и дети вывезены на лодках вверх по реке и спрятаны в устье Корабельного ручья. Мужчины, вооружившись, кто чем мог, вышли навстречу врагу.
Предание гласит, когда оба отряда сблизились на ружейный выстрел, англичане остановились, от них вышел парламентер с белым флагом. Навстречу ему выступил вооруженный старинным кремневым ружьем кузоменский староста Павел Абросимов. Англичанин показал рукой на корабль, где у орудий стояли с зажженными фитилями пушкари, и надменно произнес:

— Нам надо корофф!

В ответ на это Павел Абросимов показал рукой на изготовлявшийся к бою отряд кузомлян, громко сказал:

— А не надо ли вам комаров?

На этом дипломатические переговоры закончились, а парламентеры разошлись. После короткого совещания англичане поспешно отступили к лодкам и отчалили на корабль. Тем их попытка запастись в Кузомени свежей провизией и закончилась».

Село Кузомень: Расположение, история основания, население, кузоменская волость / Власова Е.Н. Кузоменская летопись.- Самиздат, 2012. – С.5 – 36.

Общественная обстановка в начале века

Начало революционного движения

В начале XX века социальные противоречия между беднотой и богачами (кулаками) достигли значительной остроты, особенно в селе Кузомени, где жили политические ссыльные, создавшие социал-демократический кружок из местной молодежи. Сторонников сохранения старых порядков в селе называли «черносотенцами». Газета «Архангельск» 14 февраля 1907 года писала, что в Кузомени «зимой «Вставай, поднимайся», «Отречемся от старого мира» другие революционные песни оглашали воздух с раннего вечера до поздней ночи».

Ушаков И.Ф. Избранные произведения в 3т. Т.2. Кольский Север в досоветское время. – Мурманск: Кн. изд-во, 1998. – 128.

Яковенко: «Весной 1905 года, когда по России началось стачечное движение и классовая борьба обострилась, в Кузомени далеком от центра селении – была создана подпольная социал-демократическая организация** (См.: Ушаков И.Ф. Кольская земля, с. 515).Один из активных членов её Филипп Михайлович Кривошеин рассказывает об этом: «…собралось нас, мореходов-матросов да рыбаков-бедняков, человек десять втихомолку, то есть тайно, в старом кореховском доме, в комнате на вышке, где жили некоторые ссыльные. Их в то время в большой комнате было пять человек. У стены – стол, на нем тарелка с хлебом и чайные с чашки да стаканы. Мы все расселись, кто на стул, кто на табурет, а большинство на скамьи. Сначала негромко пели, вернее, разучивали революционные песни. Потом стал говорить Батько (Игнатий Васильевич Бугров) – так называли здорового, толстого, мужественного человека все ссыльные. Он говорил недолго. Затем выступил Гусев Петр Петрович. Он сказал: «Только свержение царя и уничтожение класса эксплуататоров может принести рабочим, крестьянам, рыбакам и всем трудовым людям настоящую свободу добрую жизнь». После него говорил еще один ссыльный, содержание его речи было такое: мы-то здесь люди временные, а вы постоянные жители. Мы боремся против тирана-царя и буржуазии, за то и в ссылку нас сослали. Но и в ссылке мы революционеры… Что нужно делать вам здесь, если вступите в партию. Спросил: «Вы согласны? От слов своих не отказываетесь?» Сначала такой вопрос показался обидным – разве можем мы, поморы, от своего слова отказаться, особенно в таком деле… Мы почти хором ответили: «Согласны! Нам теперь терять тоже нечего…». Ссыльные рассказали о хождении питерских рабочих к Зимнему дворцу, как их встретил царь, как рабочие в городах борются за свои права, объединяясь в рабочие организации. В заключение напомнили, что и мы нынче тоже члены революционной партии и должны бороться против царя и капиталистов, но работу следует вести пока тайно от полиции. Надо иметь связь с Архангельском, откуда можно будет получать книги, газеты и т.д. Это была первая наша общая встреча… Потом время от времени мы собирались на общую сходку в разных местах – то в доме Абросимовых», то у Осипа Двинина, а то и где-либо на окраине села».

В подпольную политическую организацию кроме Ф.М. Кривошеина вошли Осип Дмитриевич Двинин, Афанасий Михайлович Рогозин, Василий Иванович Андронов, Егор Яковлевич Абросимов, Тимофей Александрович Пирогов, Евгений Яковлевич Абросимов, Михаил Павлович Пономарев. Позже в организацию вступили Иов Дмитриевич Абакумов, Василий Долгой. Всего в Кузоменской политической организации было двенадцать человек. Многие из односельчан, хотя и не являлись её членами, поддерживали ссыльных». (С. 47 – 48).

«… Наиболее революционными настроениями на Терском берегу выделялись жители села Кузомени. «9«января 1908 года, в третью годовщину Кровавого воскресенья, крестьянин села Кузомени Тимофей Александрович Пирогов в присутствии нескольких жителей Варзуги, Чапомы и Кузомени, согласно донесению станового пристава, « обозвал особу ныне царствующего государя императора подлецом».

В том же селе, «в отместку за обыск у сельского учителя» революционно настроенные жители «неоднократно бросали камни в окна квартир пристава и чиновника по крестьянским делам» по ночам закладывали двери дровами. За покушение на пристава Каняева арестовали и судили братьев Абросимовых и Филиппа Кривошеина. По отзыву волостного старшины, они были «главарями революционеров села Кузомени… занимались распространением нелегальной литературы и листков революционного содержания, расклейкой их на домах местного священника и начальствующих лиц» С. 49 – 50).

Власова Е.Н. Кузоменская летопись. – Самиздат, 2012. – С.39 – 43.

Жизнь села в Первую Мировую войну (1914 – 1918)

«Война нарушила мирную жизнь людей. 26 июля 1914 года из Кузоменской волости ушло на войну 66 человек. Потом еще проводились мобилизации. Приходили извещения о гибели и ранении кузомлян.

Двинин Парфений Иванович, крестьянин села Кузомень. Участник Первой мировой войны, за подвиги награжден Георгиевским крестом. Погиб. В октябре 1915 года его фотография была вывешена в волостном правлении села Кузомень для сохранения памяти о нем. В Первую Мировую войну в 1915 году на фронте погибли: Богданов Василий Сергеевич, Кузнецов Петр Уарович, Дьячков Михаил Мартемьянович.

Из воспоминаний Любавина Д., совершившего в августе 1916 года путешествие на пароходе «Королева Ольга Константиновна»:

«… В 6 часов вечера бросили якорь у села Кузомень… До берега не доходя 304 версты вследствие малой глубины. Бухты никакой нет, стоянка в открытом море, в штормовую погоду пароход не заходит сюда, не сдавая, следовательно, почту и те немногие, но важные для местности грузы продовольственного характера…

С парохода виден почти пологий берег и впадающая в море знаменитая Варзуга, текущая откуда-то из таинственных недр Кольского полуострова. Один за другим показываются из реки карбаса гребные и с парусами, поворачивают им известным определенным руслом… кажется, что утонут в воде, то выскочат: такая разыгрывается волна у этой береговой полосы, хотя на море совсем замирающая волна и несильный ветер. Публика внимательно следит за этим путешествием сначала едва заметных черных полосок, постепенно вырисовывающихся при приближении…

Селение Кузомень большое, административное, а природа здесь имеет свои дары. Крестьянские карбаса, приняв с парохода массу муки и кое-чего другого, подвозят большие партии своего улова — семгу, так называемую «Варзуга» и беломорскую сельдь.

… Местность кругом и особенно на горизонте сзади гористая. Расположено село на низкой плоскости. Конечно, для 150 домов и 600-700человек – совершенная роскошь было бы землечерпание, обстановка знаками и создание причальных для судов устройств. Ведь глушь. На что ей? Но техническому глазу невольно напрашивается такая идея.

Выгрузка и нагрузка в связи с продолжительностью плавания на карбасах от берега отнимает много времени. Два-три крана работают беспрерывно. «Трави, легонько, веселей, нажми» — расторопных боцмана и штурмана слышатся все время. Белые жирные мешки, по 5-6, распыливая муку, шлепаются в карбаса, мужички ловко подхватывают их и разваливают по дну; около весел и швартовов орудуют девицы, смелые поморки или мальчики. Бородачи принимают товары. Не видно совсем парня или 30-летнего кормильца. Все они далеко на военной страде, в окопах, походах или уже сложили буйные свои головушки.

Оставить свой комментарий

Оставить комментарий