Старинное поморское село Умба

Старинное поморское село Умба

Причт. Доходы и владения

Священником состоит Иоанн Тимофеевич Окулов, 28 лет, кончивший курс семинарии второго разряда, на службе в должности псаломщика с 1890 года, в сане священника и на занимаемом месте с 14 мая 1892 года.

Псаломщик Николай Авдиесович Беспутин, двадцати двух лет, уволенный из 3 класса духовной семинарии на службу, и в настоящем приходе он с 6 мая 1892 года».

Причт имеет сенокосную пожню на 40-50 пудов сена, получает с 1896 года жалования 392 рубля, дохода поступает ежегодно до 200 рублей и семгою от прихожан до 100 рублей».

«Прихожане сами себе выбирали священника и причетников. Попами нередко становились местные крестьяне. Так, в мае 1690 года умбские крестьяне на освободившееся место священника «выбрали и излюбили тое ж волости крестьянина Ермолку Клементьева… чтобы церковь Божия не была без пения».

В XIX веке священнослужители уже не выбирались прихожанами, а посвящались в духовный сан по окончании семинарий, учебный курс которых не уступал гимназическому. Культурный уровень духовенства значительно повысился. Наряду с учителями священники несли знания в массы, по существу являясь сельской интеллигенцией.

… Церковь являлась сосредоточением всей жизни помора от рождения до смерти».

Православные храмы Терского берега / Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии (Вып. III, 1986 г.) / Публикацию подготовила Л.В. Панова, заведующая Терским отделом краеведческого музея // Терский берег. – 1994. – 22 янв.,24 янв. 

«Год постройки Воскресенской церкви в селе Умба – 1894-После разорения церкви в тридцатые годы долгое время использовалась как клуб. Затем клуб закрыли, и в 1984 году отделение культуры Терского райисполкома продало здание бывшей церкви на дрова.

Общественность поселка Умба встала на защиту того, что осталось от церкви. Энтузиасты нашли чертежи, по которым строилась церковь, фотографии, расспрашивали старожилов, в надежде, что все это пригодится для реставрации

В итоге здание церкви на дрова не пошло, но на большее средств не хватило. И сегодня бывшая Воскресенская церковь, пустота и заброшенность которой немым укором напоминает о себе, ждет своего возрождения». 

Орешета М.Г. Культовые постройки Терского берега // Наука и бизнес на Мурмане: науч.-практ. журн. – Мурманск: Кн. изд-во, 1999. – (История и право; т.6). — №3(14): Храмы Кольского Север). – С.45

«В советское время…наступило время расправы с церквями… освобождения от «церковного дурмана». Основной причиной закрытия церквей и молитвенных зданий являлось невыполнение требований. Перед церковной «двадцаткой» ставился вопрос о необходимости проведения ремонта здания, при этом указывались совершенно нереальные сроки, в которые невозможно было провести даже мелкий ремонт. Местные власти обязывали верующих произвести внутреннюю окраску здания обязательно масляной краской, полное восстановление художественного оформления стен, икон, позолоту куполов. Ремонт собственными силами прихожан был просто невозможным. Церковные Советы вынуждены были отказываться от проведения ремонта, и тогда здания церквей отбирались. Перед этим проводилось собрание граждан, на которых обсуждался вопрос о закрытии церкви и использовании здания под культурные нужды. Чаще всего, здания церквей отдавались под клубы».

Салимова С. О разрушенных храмах Терского берега  // Терский берег. – 1992. – 8 авг.

«О закрытии церкви «Св. Воскресение» в селе Умба

Учитывая, что существовавшая в прошлом церковная двадцатка распалась, из 20 человек церковного общества 15 человек письменно заявили о выходе из церковной двадцатки, здание церкви с 1937 года стоит ни кем не охраняется и требующийся ремонт здания церкви никем не производится. Граждане села Умбы из 320 человек взрослого населения. На общих собраниях граждан села Умбы 289 человек своим голосованием высказались за закрытие церкви и использовать здание церкви для колхозного дома культуры. На основании выше изложенного Президиум Терского Райисполкома ПОСТАНОВЛЯЕТ:

  1. Ходатайство граждан села Умбы выраженное в постановлениях общих собраний и ходатайство пленума Умбского сельсовета о закрытии церкви «Св. Воскресение» в селе Умба и использования её под колхозный дом культуры подтвердить. Просить Орг-Комитет ВЦИК по Мурманской области утвердить решение о закрытии Умбской церкви»..

(Выписка из Книги протоколов Президиума Терского райисполкома. Нет № протокола и даты. Предположительно 1938 год. Ксерокопия материалов из Кандалакшского архива).

«Современная устная традиция Терского берега не очень богата рассказами об оскверненных церквях (восемь) и представляют они непрезентативные диалоги:

«- А у вас тут церковь была?
— Да. Разрушили давно.
— А кто?
— Комсомольцы.
— А что они делали?
— Ворочили. Стены ломали.
— А колокола скидывали?
— Так. Иконы ломали и рубили.
— А что потом с этими людьми случилось?
 Ну, жили, наверно. Но старые люди говорили, что всех их наказало как-то».

 (Ф.Ф. Березин, 1921 года рождения. Записано в 2001 г. в деревне Умба)
Антошина С.А. Жанровое своеобразие рассказов об оскверненных церквях в устной традиции Терского берега / Варзуга. Первое русское поселение на Кольском Севере. Вторые Феодоритовские чтения, с. Варзуга, Терский берег Белого моря; 7-8 авг. 2009г.- Мурманск; СПб.: Ладан, 2010. – С.97 – 104.

О возрождении духовной жизни в Умбе

В 90- годы при районном Совете депутатов комиссию по вопросам культуры и образования возглавила депутат районного Совета Киселева Г.П., заслуженный работник культуры РФ. В это время часть жителей поселка подняли вопрос об открытии в Умбе церкви. Инициатором этого стала Клавдия Степановна Талых, ветеран Великой Отечественной войны. С этим вопросом обратились в отдел по вопросам религии при областной администрации, затем непосредственно – к благочинному по Мурманской области архимандриту Никодиму. В то время, до создания самостоятельной Мурманской епархии все приходы области входили в Архангельскую и Мурманскую епархию с центром в г. Архангельск. «В Умбе, — рассказывает Г.П.

Киселева, начальник отдела культуры, — создали учредительный совет, куда входил и глава администрации В.В. Диденко. Составили списки желающих быть прихожанами. Списочный состав 50 человек». Открытию прихода предшествовали долгие согласования, оформление бумаг. «Но как говорится, — продолжает Галина Петровна, — скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Прошло еще несколько месяцев, пока с резолюцией архиепископа Архангельского и Мурманского Пантелиимона документы получили юридический статус. … По вопросу о назначении священника на приход шли переговоры. Искали место для проведения служб. Терская администрация пошла навстречу: подписали документ, уведомляющий, что помещение будет, а так же и квартира для священника. Будущего нашего первого батюшку Иеромонаха Никанора, увидела в Коле, куда пригласил меня благочинный Никодим. Сразу ёкнуло моё сердце — вот бы этого молодого монаха! Но Никодим возразил. И всё же впоследствии именно его послали на служение в Умбу. Это был иеромонах Никанор.

… Пошли мы с батюшкой смотреть выделенный под храм пустующий дом. Сошлись во мнении – годится. Дел там много, но с Божьей помощью осилим! А на другой день в доме обнаружили разобранные печи, и половина полов исчезла. Здорово земляки ночью «потрудились»! Тогда отдали нам под церковь бывший детский сад.

В дни, когда первые прихожане, наши пожилые женщины, разбирали провалившиеся печи, убирали мусор, мы с отцом Никанором поехали по селам Терского берега. В Оленице, в свободной части школы священник отслужил литургию, покрестил двух оленицких ребятишек. В Кашкаранцах и Варзуге были встречи жителей сел со священником. Дальше отец Никанор проехал в Чапому и Чаваньгу.

Зиму о. Никанор служил в неотапливаемом помещении. Алтарь – за ситцевой занавесочкой. Вместо подсвечников – тазики с песком. Прихожане не выдерживали, уходили с половины службы, оставались лишь самые стойкие. К Светлой Пасхе стали оборудовать вторую половину помещения. Пришел на помощь мастеровой паренек Руслан Вощиков. Он оборудовал алтарь, все плотницкие и столярные работы выполнял со старанием. Помогли, чем могли, работники Дома культуры. И вот, вспоминаю, последние приготовления перед праздничной литургией. Спешно домываю пол, а прихожане уже идут с пасхальными куличами Низкий поклон всем, кто стойко переносил все невзгоды и трудности становления прихода и сегодня верно служат в храме».

Киселева Г. Церковь Воскресения Христова и её прихожане // Терский берег. – 2005. – 10 февр. (№ 6). – С.7.

«Спустя 58 лет после закрытия Воскресенского храма в Умбе в феврале 1995 года стал служить молодой священник – иеромонах Никанор (Трофименко Денис Николаевич). Трагически погиб 18 февраля 1998 года.

За короткий срок о. Никанор создал общину, возродил церковную жизнь и службы, выполнял множество треб для населения: крестил и венчал, соборовал и исповедовал, причащал и отпевал. По его инициативе и участии в приходе создана Воскресная школа».

Подробно – об отце Никаноре в статье:
Панова Л. Памяти отца Никанора // Терский берег. – 1998. – 28 февр. (№ 16). – С.3.

«4 февраля в Умбе открылся молитвенный дом. Постоянного места прописки он пока не имеет. Первая служба состоялась субботним вечером в здании бывшего детского сада «Теремок», расположенного по ул. Дзержинского. Ее провел священник иеромонах Никанор.

… Помещение холодное, был виден пар из уст святейшего, а у собравшихся прихожан зябли руки и ноги. Хотя неудобства мешали, прихожане внимательно слушали священника. Начал батюшка с азов. Познакомил с поведением в храме, учил молиться правильно зажигать и ставить свечу, объяснил суть и важность молитв.

5 февраля проведена литургия воскресному дню, освящена вода. Проводится распродажа свеч и нательных крестиков…»

Пантелеева Г. Зажглись первые свечи // Терский берег. – 1995. – 25 февр.

«… Когда в 1995 году о. Никанор возглавил наш приход, все нужно было начинать с нуля. На все он находил время, будь это посещение больных, организация воскресной школы или подготовка материала в газету. И ни к чему не относился формально, был душой любого начинания. Отец Никанор был большим патриотом, истинно русским человеком, не случайно его любимыми журналами были «Наш современник» и «Русский Дом». Он много читал, эрудиция его росла буквально на глазах. Всем прочитанным он охотно делился и в проповедях с прихожанами, и на заседаниях клуба «Лампада»

(созданном при библиотеке при его участии), и в беседах в своем гостеприимном доме. Его всегда окружали люди, и он силой своей молитвы, добрым словом и просто проникновенным взглядом утешал каждого. … Незадолго до рокового дня 18 февраля 1998 года (дня гибели) о. Никанор сказал: «У Бога мертвых нет, у Бога все живые». Вечная память!»

Асеев В. Наш первый батюшка: [Воспоминания об о. Никаноре (Трофименко Д.Н.)] // Терский берег. – 2005. – 10 февр. (№ 6). – С.7.

Воскресная школа при храме Воскресение Христово

«Первое занятие воскресной школы прошло по благословению о. Никанора в церкви после службы. Тема первого урока – Крещение Руси. А перед этим — длительный подготовительный этап организации школы: встречи, убеждения учителей, родителей           и детей. Все казалось новым и необычным. Педагогами за десять лет были многие прихожане храма, начиная с а. Никанора. Проводили занятия в школе Л.Н. Крутова, матушка Елизавета, Г.П. Киселева, В.Н. Безуглова, Е.Г. Белошеева, О.К. Попова, Л.В. Панова. Воскресной школе исполнилось десять лет. Ныне ведут занятия настоятель церкви Воскресения Христова иером. Давид и педагог О.В. Бирюкова. Воскресная школа продолжает жить».

Асеев В. Все было новым и необычным: [Об открытии Воскресной школы, её жизни]// Терский берег. – 25 нояб. (№ 47). – С. 7.
Карвонен М. На приходе, в Умбе Светлая Седмица: [Праздник, подготовленный учащимися детской воскресной школы]// Терский берег. – 2005. – 3 июня. №№ 22). – С.7.

«Ходит моя внучка в Воскресную школу. В это воскресение у младших детей был урок, посвященный Ангелу Хранителю. Екатерина Николаевна начала его с православного спасительного рассказа. Все начали обсуждать – кто же помог деткам? Затем выучили молитву Ангелу Хранителю, и каждый увлекся рисованием этого Небесного покровителя.

На второй урок подошли ребята старшей группы – они занимаются церковным песнопением с Ириной Николаевной Аликовой, разучивают праздничные тропари и песнопения. Завершает занятия батюшка – главный урок – «Закон Божий». Вместе с ним 10 старшеклассников прочитывают евангельский текст и обсуждают домашнее задание. Дети так искренне говорили о библейском сюжете, приводили свои примеры… Вместо звонка в школе – «молитовки» звонких детских голосов – они ими начинают и заканчивают урок…»

Бабушка Вера, прихожанка храма Воскресение Христово. Воскресная школа // Терский берег. – 2009. – 17 апр. (№ 16).- С. 7.

С апреля 1998 года Указом епископа Мурманского и Мончегорского Симона настоятелем Воскресенского прихода п. Умба назначен священник о. Владимир (Андриянов Владимир Георгиевич). // Терский берег. – 1998. – 8 апр. (№ 27). – С.1.

Время служения о. Владимира — апрель 1988 – май 2003

«… Отец Владимир  начал свою деятельность с хозяйственных дел – реконструкции и благоустройства храма. Сделан центральный вход в церковь, убраны ненужные помещения, отремонтированы комнаты под трапезную, где позднее разместился  просветительский центр  «Православное поморье». Помощь в этом оказывали ребята молодежного лагеря. Оборудован  придел, расширен алтарь. Во всех делах участвовала жена о. Владимира матушка  Людмила. Ею и прихожанами разбит перед церковью цветник. Очень хотел о. Владимир  восстановить  разрушенный храм в д. Умба. Нашел сочувствующих помощников. Восстановили полностью колокольню.  К  радости  старых людей, жителей села,  не единожды совершались  потом там молебны и панихиды.

В центр «Православное поморье» приглашали  руководителей района для бесед с прихожанами. Для малоимущих и инвалидов устраивали концерт, подготовленный силами прихожан и их детей.  Проходили  в центре лекции и беседы на религиозные темы.

Запомнились крестные ходы. Первый из ни х был после 70-летия  безбожия в Умбе.  Крестный ход, посвященный ход, посвященный встрече иконы Святителя Иллариона (Троицкого). Икону эту пожертвовал церкви  Александр Николаевич Крутов, редактор православного журнала  «Русский Дом». В годовщину трагедии  подводной лодки «Курск» крестным ходом шли прихожане в воинскую часть. Здесь о. Владимир отслужил панихиду по погибшим, затем была устроена трапеза в их память. В праздник Петра и Павла  прихожане шли  крестным ходом к храму их имени в д. Умба.

… В дни каникул  вместе с отцом служили и помогали в хозяйственных делах три его сына, готовившие себя к церковному служению».

Куприна О. Вспомним  добрым словом отца Владимира  // Терский берег. – 2005. – 10 февр. (№ 6). – С. 8.

С июля 2003 года  настоятелем прихода Воскресение Христово назначен иеромонах Давид (Дубинин Владимир Геннадиевич). На праздник апостолов Петра и Павла,  12 июля, совершив праздничное богослужение, владыка Симон представил прихожанам нового священника.

Время служения о. Давида (Дубинина В.Г.) – июнь 2003 – февраль 2015

«За годы своего служения Давид снискал любовь и уважение умбян, всех жителей района. С ним связаны многие  благие дела: укрепление и приумножение прихода храма, его благоустройство и  строительство нового, сбор пожертвований для нуждающихся, паломничество по святым местам (вплоть до Святой земли), проведение воскресных занятий со взрослыми и детьми, ежемесячный выпуск «Благовеста» в газете «Терский берег» и многое другое. Он откликается  на просьбы людей, духовно окормляет их в больнице и на дому, никогда не откажет в насущном совете, всегда  поддержит добрым советом».

Десять лет служения // Терский берег. – 2013. – 12 июля (№ 28). – С. 2.

Обретение икон

Икону  св. Апостолов Петра и Павла  случайно обнаружил гость Умбы, зайдя в дом  старейших жителей д. Умба. Состояние иконы было плачевно и требовало серьезной реставрации.

«Два года трудились реставраторы. Ващенко А.Т., что обнаружил икону, решил передать  её  священнику. Встреча с  о. Давидом, настоятелем церкви,  состоялась в кабинете главы администрации. Все волновались. Анатолий Трофимович достал из специальной сумки икону и вручил ее батюшке».  Для о. Давида это особенно знаменательно – именно  в день святых Петра и Павла началось служение  батюшки на этом приходе. Очевидно, икона эта из храма  деревни Умба, один из приделов которого был в честь  этих святых – Петра и Павла.

Глазова Т.  Икона вернулась в храм // Терский берег. – 2005. – 8 июля (№ 27). – С.7.

«Накануне Пасхи в храме  появилась  большая икона Николая Угодника, почти в рост  взрослого человека. Её обрамляет резной киот.

…Последствия разгула атеистической политики до недавних времен ощущались и на Терском берегу.  Из разоренных храмов прихожане выносили иконы и хранили у себя в домах.  Но многие образа были свалены на улицах.  Бывали на побережье  знатоки старинной иконы, увозили их в большие города, чаще не за деньги даже, а так, по доброте душевной жертвовали их добрые поморы.  Совершил в свое время экскурсию в села Терского берега  художник Анатолий Анатольевич Бойцов. Обнаружил несколько больших старинного письма  икон и привез их в школу искусств, где преподавал.  Иконы были сильно повреждены. Но не успел Анатолий Анатольевич их отреставрировать – рано умер. А иконы передали в храм.  Висели две из них в приделе. И вот спустя некоторое время, к Пасхе икона обновленная вернулась в храм на радость прихожанам.  Ведь святой Николай – любимый святой терских поморов. Помощник рыбакам – промысловикам. Строили терчане храмы в честь этого святого, а образ его можно встретить почти в каждом поморском доме и ныне. Старинные, намоленные прадедами, хранят они мир и покой семей».

Карвонен М.  Возвратившаяся икона: [Об иконе св. Николая Угодника]// Терский берег. – 2005. – 3 июня (№ 22). – С.7.

Миссионерское служение о. Давида

Зайцев В.  Встреча в ДШИ: [В год 700-летия  Сергия Радонежского о. Давид  на встрече в Детской школе искусств рассказывает о  великом подвижнике Русской Земли] // Терский берег. – 2014. – 18 апр. (№ 16). – С.11.

Прихожане храма Воскресение Христово, как и все православные христиане Терского берега, чтят память  преподобных  Трифона  Печенгского, Феодорита Кольского, Варлаама Керетского, 116 мучеников, погибших при разорении  Печенгского монастыря шведами в 1589 году. Поминаются  и трое преподобных монаха, погребенных на Терской земле, в селе Кашкаранцы: Астерия, Авксентия и Тарасия.

В 2003 году Святейший Синод, прошедший в г. Сарове, прославил в лике святых исповедников веры, уроженцев Терского берега иеромонаха Моисея (Кожина) и послушника Федора (Абросимова).

Моисей Никитич Кожин   уроженец Оленицы. Совсем молодым человеком он ушел в Соловецкий монастырь и посвятил свою жизнь служению Богу. Рукоположен в  священники в 1896 году. В Соловецкой обители он подвизался вплоть до её закрытия в 1924 году.  Иноки организовали рыболовецкую артель. Ловили рыбу, молились в маленьком храме. Но пришел ещё более страшный день: артель разогнали, церковь закрыли. На месте обители власть устроила концлагерь СЛОН (Соловецкий лагерь  особого назначения). Иеромонах Моисей вернулся в родное село Оленицу,  служил священником в церкви Рождества Иоанна Предтечи. Новая власть в те годы старалась убить, вытравить из души поморов Веру, отлучить их от храма.  Унижения, насмешки, презрение испытывали православные люди. Кто не отступился от веры в страшные годы гонений, приходилось тайно крестить детей, отпевать усопших.

Отец Моисей был человеком прямым, честным. Он не скрывал своих убеждений, но и не агитировал людей против власти. Знал, что всякая власть от Бога. Обвинили отца Моисея в агитации против колхозов. В 1931 году его приговорили к трем годам ссылки в исправительно-трудовой лагерь. 60-летний священник не выдержал физических тягот. Умер 7 сентября 1931 года в ленинградской тюремной больнице доктора Гааза от цинги.

Федор Семенович Абросимов – родом из села Чаваньга. В 1913 году он ушел в Трифонов Печенгский монастырь, принял послушание. В первую мировую войну воевал. После окончания вновь вернулся в монастырь. Нес послушание на электростанции. В 1939 году, когда Петсамо (Печенга) была занята Красной Армией, Федора арестовали. Мучительны были дни его заключения: многочасовые допросы, даже в ночное время. Но Федор никого не оговорил и себя не признал виновным. Он был приговорён к 8 годам концлагерей. Сорокалетний инок не был сломлен духом, но непосильный физический труд в ГУЛАГе за год свел его в могилу. Отошел ко Господу 2 августа 1941 года в Центральном сангородке Усть-Ижемского исправительного трудового лагеря, что на Коми земле.

Иеромонах Моисей и инок Феодор прославлены в лике святых новомучеников и исповедников российских. Теперь они покровители терчан.

Карвонен М. Собор Кольских святых // Терский берег. – 2009. – 11 дек. (№ 50). – С. 11.

В 1998 году, к 100-летию поселка, на берегу залива в поселке построена маленькая часовенка. Автор и исполнитель – Комаров Александр Борисович, по профессии – горняк, по духу – историк, краевед. Помогали ему товарищи – А.А. Бойцов, А. Ульянов, Л. Шевелев и Ю. Калинин.

Банько Ю. А матери здесь могут помолиться // Мурманский вестник. – 1998. — 30 июня.

Из истории пионерского движения в Умбе

В 50-е годы райком комсомола рекомендовал пионервожатыми в школу молодежь из трудовых коллективов, и именно – из детских садов. Так я была приглашена на общественных началах пионервожатой в школу № 1. (На ул. Кирова) в 6 класс. …К работе привлекали самих пионеров. Главной задачей ставили успеваемость, так как кроме отличников были и слабые ученики. … Свежа была память о Великой Отечественной войне. На при мерах героев войны учились любить свою Родину, свой народ. В ту пору существовало тимуровское движение: помогали престарелым, укладывали дрова, носили воду, участвовали в озеленении поселка. Ходили на экскурсии на предприятия, в походы.

Грашкина Т. Клич пионера: «Всегда будь готов!» // Терский берег. – 2004. – 13 мая (№ 20).
Лухнева Л. Пионерии – 80 лет: [О пионерском движении прошлых лет]// Терский берег. – 2002. – 16 мая (№20). – С. 2.

На Всесоюзной радиолинейке пионеры Дружины имени Героя Советского Союза Анатолия Бредова (школа № 1), пионерской дружины имени Павлика Морозова (школа № 2), дружины имени Марата Козея (школа №3) рассказали о интересных добрых делах: сборе металлолома и макулатуры, уборке территории, посадке деревьев, помощи престарелым и в уборке овощей и др.

Сидорова Л. Рапортуют пионеры: [Пионеры Умбы на Всесоюзной радиолинейке]// Терский коммунист. – 1969. – 14 окт. (№ 124).

Умба в годы Великой Отечественной войны

Начало войны. «По всему Терскому району отстучали телеграфы: мобилизация… В Терском районе не было военкомата, поэтому мобилизация людей в армию была возложена на райком партии и райисполком…. У дверей райкома собирались добровольцы на фронт.

Вечером 22 июня 1941 года в клубе лесокомбината состоялись торжественные проводы на фронт первых добровольцев.

В начале войны в Умбе был создан истребительный отряд, командиром которого стал заведующий военным отделом РК ВКП(б) Смирнов Александр Сергеевич (с 1940 г.) Здесь были предприняты все меры, чтобы дать отпор врагу в случае нападения.

Первая встреча истребительного отряда с гитлеровцами произошла в августе 1941 года.

«Юнкерс — 88» обстрелял пароходы, стоявшие в Умбе под погрузкой леса. А вслед за этим в районный комитет партии с лесоучастка на Пильской губе (примерно в 12 км от Умбы) поступило сообщение, что к лесорубам заявился немецкий офицер. «Изумленные столь неожиданным известием, — вспоминал позже А.С. Смирнов,- мы, группа бойцов истребительного отряда, сели на бот и поспешили к месту происшествия». На берегу Пильской – изба. Посреди комнаты стоял рослый белобрысый офицер с перевязанной головой и нагло твердил: «Русс капут!» Глаза злые, взгляд надменный. Через переводчика – преподавателя немецкого языка В.Ф. Шмика удалось узнать, что самолет, облетевший порт, сделал неподалеку вынужденную посадку. Вскоре сюда прибыл секретарь райкома партии М.Ф. Милютин. «Прихватив с собой немецкого летчика, мы двинулись к месту посадки самолета… На болоте с лесным островком посередине – распластанный на земле самолет. На опушке появился еще один летчик. Я подал своим команду ложиться: кто знает, сколько там фашистов и как они себя поведут. Вместе с Милютиным решаем: отряд пока остается на месте, а я с двумя-тремя бойцами поеду в обход самолету. Четверо немцев у костра дали себя обыскать, отобрать оружие…» На следующий день пленных отправили в Мурманск.

Яковенко Н.Г. Терский берег. – С.75 – 76.

Умбяне в годы Великой Отечественной войны

«В летопись борьбы с немецко-фашистскими захватчиками немало славных страниц вписали партизаны. На их счету десятки проведенных операций, захват «языков», обеспечение командования разведданными. В составе партизанских отрядов Заполярья были терчане. В июне 1942 года заведующего отделом Терского РК ВКП(б) А.С. Смирнова обком партии назначил командиром партизанского отряда «Большевик Заполярья». В отряд вошло 66 человек (27 – коммунисты, 5 – кандидаты в партию, 23 комсомольца). В числе первых добровольцев – А. Попов, Г. Заборский, А. Тельминова, В. Романов, братья Иван и Акиндин Шумиловы, Н. Кузнецов. Пройдя военную подготовку, 13 августа 1942 года партизаны приняли присягу… «Большевик Заполярья», как и второй партизанский отряд «Советский Мурман», действовал на Мурманском направлении, базировался в 120 км от Мурманска.

14 сентября произошел первый бой. В схватке с врагом был ранен Николай Кузнецов. Прикрывая своих, он бросился наперерез егерям и открыл огонь. Несмотря на ранение, он не покинул поле боя и только когда перестрелка закончилась, позволил себя перевязать. Во время второго похода Николай погиб. Группа бойцов попала в засаду. Кузнецова ранило в обе ноги. Обеспечивая прорыв группы, он принял огонь противника на себя. Партизанам удалось вырваться из окружения, а Кузнецов, не желая сдаваться врагу живым, подорвал себя гранатой. Он был самым молодым в отряде. Ему шел только восемнадцатый год!

В декабре в отряд влились И.Ф. ШнюковП.Е. СобачкинЯ.И. ТретьяковИ.Д. АнисимовА.А. Незговоров; месяцем позже прибыли В.К. ДеревцовМ.В. КузьминВ.С. Пестов.

В отряде с первого дня его создания и до расформирования служил Алексей Еремеевич Попов. В июне 1941 г. он подобрал группу из восьми комсомольцев, вместе с которыми прошел тысячи километров по тылам противника. Участвовал во всех походах, выполняя множество операций.

… Перед боем в глубоком тылу противника комсомолец терчанин В.Я. Янкевич в заявлении о приеме в партию писал: «Меня воспитал Ленинский комсомол. …Не щадя своей жизни, выполню любой приказ командира. Прошу принять меня кандидатом в члены партии. Если погибну в бою, смерть приму достойно, как требуется коммунисту».

В партизанском отряде «Полярник» (Кандалакшское направление) воевала умбянка Клавдия Степановна Краснолобова. В первые дни войны она записалась сандружинницей, затем работала в госпитале под Кандалакшей. При формировании партизанского отряда попросилась в него служить медсестрой. Через некоторое время К. Краснолобова в группе В. Конышева отправилась в тыл врага за «языком» на 80 километров в глубь Карелии, в район дислокации вражеских гарнизонов. При активном участии Клавдии «язык» был взят и отправлен в штаб партизанского движения в Беломорск.

Воевали терчане и на других фронтах. Лейтенант Иван Попов защищал Севастополь, летчик Иван Шумилов бомбил позиции врага на Карельском фронте, Василий Синцов – на Западном, Василий Самсонов водил в атаку моряков под Ленинградом, медицинская сестра Лидия Худякова в городе на Неве спасала жизнь раненым.

(Яковенко Н.Г. С. 77).

С начала Великой Отечественной войны все молодые мужчины сразу ушли на фронт и почти никто не вернулся из первых ожесточенных боев на Мурманском, либо на Кандалакшском направлении. Начали приходить в дома похоронки. Первый удар по мирным жителям нанесен 22 августа 1941 года. В районе Порьей Губы, близ острова Большой Седловатый наткнулся на мину грузопассажирский пароход «Поморье». … В этом рейсе на борту парохода были продукты для жителей Терского района – на весь зимний период 1941 – 1942 года и пассажиры – терчане с эвакуированными из Мурманской области. «Поморье» под командованием капитана С.В. Варакина вышло из Кандалакши в ночь на 22 августа… чтобы в темноте спастись от вражеских бомбардировок и торпедоносцев. … Когда все пассажиры уснули, а вахтенная команда несла свою службу, прогремел взрыв. Сейчас не установить, чья это была мина… Но в результате погибло 31 член экипажа и более 30 пассажиров…»

Подробнее об этом:

Комаров А. «Поморье» погибло в ночном море // Терский берег. – 1997. – 23 августа.
Кривоногов Г. По следам погибшего «Поморья» // Терский берег.
Кривенко А. Реквием // Терский берег. – 2012. – 22 июня.

О помощи фронту жителей Умбы и других сел в годы Великой Отечественной войны

 Васильева В. Страницы памяти: [Помощь фронту в годы войны жителей Умбы] // Терский коммунист. – 1980. – 29 марта (№ 39).- С.2.

В годы войны «лучшие воспитанники комсомола ушли на фронт, а в тылу девушки и подростки много делали добрых дел. Для строительства вооружения Красной Армии собрано 168 тысяч рублей. Организуя воскресники, собрали в фонд помощи детям фронтовиков 50 тысяч рублей, много различных вещей… По-ударному работала молодежь на предприятиях и в колхозах. 9 девушек работало трактористами. Аня Заборщикова (колхоз «Всходы коммунизма»), Полина Логинова (колхоз «Волна») награждены грамотами ЦК ВЛКСМ. … В годы войны оказывали большую помощь семьям фронтовиков, заготовляя для них дрова. В воскресенье едем в лес, поперечной пилой валим деревья, перевозим их на санках… В 1942 году девчата собрали около 70 подарков для фронтовиков: шерстяные варежки, носки и др. Вручили эти подарки бойцам прямо на передовой, в окопах».

Хлюпина М. «Как молоды мы были, как искренне любили, как верили в себя…»: [О трудовом подвиге женщин, работающих в годы войны и восстанавливающих хозяйство в послевоенное время, в том числе о П.А. Поповой] // Терский берег. – 1997. – 5 март. (№ 18). – С.3.
Фронтовые бригады: [Об А.С. Конухиной; её воспоминания о военном времени] // Терский коммунист. – 28 авг. (№ 104-105). – С.4.
Заборщикова Е. Вспоминая суровые годы // Терский коммунист. – 1966. – 8 март. (№ 28). – С. 3.
Попова В. Женщины-труженицы: [О том, как работали в тылу женщины в годы Великой Отечественной войны: Третьякова Евдокия Ивановна, Деревцова Афанасия Тимофеевна, Голенищева Мария Савватеевна, Ярагина анна Анатольевна, Пельтихина Мария Степановна, Масленникова Анна Ильинична, Конухина Анастасия Семеновна, Черняева Елизавета Алексеевна, Глебова Мария Ивановна, Гужова Наталья Ивановна, Коковина Мария Васильевна, Пышкина Галина Михайловна и др.] // Терский коммунист. – 1975. – 22 мая.(№ 60). – С. 2.

Оставить свой комментарий

Оставить комментарий